По официальной статистике, сегодня на одного зарегистрированного безработного приходится полторы вакансии. Тем не менее эксперты обращают внимание, что рынок труда сейчас как никогда подвержен деформации и инертности. “В отсутствие грамотной и адекватной политики господдержки занятости населения рынок труда вышел из-под контроля и начинает процесс саморегуляции, – говорит глава компании “СТС Групп” Николай Рыжков. – Сегодня стремительно растет спрос на квалифицированных рабочих и специальные кадры, в то время как база соискателей на 70% состоит из офисных служащих и специалистов обслуживания бизнес-структур”.
Эксперт подсчитал, что для юристов на сайте Роструда нашлось всего 450 вакансий во всей России, в то время как потребность в слесарях почти в 100 раз больше – 42 тыс. рабочих мест. “Если количество невостребованных юристов, экономистов и менеджеров продолжит так же расти, а потребность в квалифицированных рабочих выльется в значительное повышение оплаты их труда, это, безусловно, скажется на профессиональном выборе молодежи. Только происходит такой естественный отбор медленно, в то время как процессы, идущие в нашем обществе, ждать не будут: приходит новая демографическая волна, которая “вымывает” ряды квалифицированных специалистов и способствует люмпенизации всего населения”, – говорит Рыжков.
Особо сложная ситуация, по его словам, в регионах, где сегодня есть тысячи населенных пунктов, не располагающих ни единой вакансией. А искать работу в соседних регионах сложно.
“В России на молодежь в возрасте до 25 лет приходится почти четверть всех безработных в стране. Также примерно треть всех сегодняшних безработных вообще не имеет опыта работы, – отмечает Николай Рыжков. – Для российской экономики последние годы характерно усиление территориальной диспропорции – в Центральном округе безработица почти в два раза ниже общероссийской, а, например, в Северо-Кавказском – примерно в 2,5 раза выше среднестатистической”.
Почему же в некоторых регионах сложилась катастрофическая ситуация с рабочими кадрами? В компании “АНКОР Аутсорсинг” объясняют это так: “Во-первых, это связано с тем, что на протяжении многих лет формировался не самый привлекательный имидж рабочих профессий. Работа на производстве ассоциировалась с тяжелым, не самым престижным и низкооплачиваемым трудом. Во-вторых, за последние годы многие профильные учреждения закрывались или объединялись, с одной стороны, по причине низкого процента желающих там обучаться, с другой – из-за недостаточной финансовой мотивации преподавателей”.
“Последние несколько лет наблюдается напряженность на рынке труда в отношении рабочего персонала, – подтверждает Олеся Портнова, руководитель отдела по управлению проектами направления Business Resources кадрового агентства Юнити. – Сегодня “синие воротнички” более востребованы, чем руководящие и офисные позиции. Это объясняется тем, что рынок труда в России перенасыщен юристами, экономистами, менеджерами и др., а простых рабочих на рынке сейчас не хватает, а некоторые специальности исчезают полностью как класс”.
Идут ли сегодня “воротнички” в рабочие профессии? Такая тенденция есть, считают в “АНКОРе”. Это связано с тем, что компании, в частности предприятия малого бизнеса, переживают кризисные времена, теряя долю присутствия в сегменте. В первую очередь увольняют специалистов из сферы сервисного обслуживания, а также административный и торговый персонал. А специалисты рабочих профессий нужны всегда. Людям приходится осваивать новые профессии. На многие производственные предприятия требуются работники, не имеющие опыта или каких-то конкретных навыков. Например, комплектовщиком, сборщиком заказа или оператором конвейерной линии может устроиться практически любой, кто готов к монотонному ручному труду.
По словам экспертов, наиболее востребованы технические и инженерные специалисты, механики, электрики, а также специальности, связанные с управлением, обслуживанием и ремонтом различного оборудования, электроники, измерительных приборов, датчиков. Современные производства уже модернизированы и автоматизированы, зачастую работники обслуживают достаточно сложные установки и устройства. Поэтому необходимы люди, которые имеют практические навыки и достаточные знания в этой области.
Больше всего на рынке труда ценятся высокоразрядные специалисты, которым предприятия готовы обеспечить достойную оплату труда, сравнимую по размеру с окладом топ-менеджеров компаний.
Однако, как говорит Олеся Портнова, “белые воротнички” охотнее всего идут на понижение своих зарплатных ожиданий в новой должности, нежели на кардинальную смену трудовой деятельности, в надежде на дальнейшее повышение заработной платы и возможность карьерного роста после улучшения экономической ситуации в стране. В отличие от “белых воротничков” категория низкоквалифицированного персонала рассматривает предложения о работе, не опираясь на статус компании или возможность карьерного роста, основным критерием их выбора остается зарплата и материальная мотивация (премии, бонус за перевыполнение плана). “Например, в случае если на соседнем складе зарплата выше на 2000 рублей и туда уже ушли его знакомые, скорее всего, кандидат также пойдет работать к конкуренту”, – говорит она.
Источник: aftershock.su