Об “умных бомбах”, которые не так уж и умны

By admin Oct 20, 2015

С 30 сентября, когда Россия начала воздушную кампанию в Сирии, в российских СМИ и соцсетях стали появляться изображения бомбардировщиков новейшего поколения, под крыльями которых — бомбы, оснащенные системой точного наведения. В теленовостях показали видеосюжеты, где, как утверждают, запечатлены прямые удары по намеченным целям.

Но все эти рассказы о сверхточности — не более чем пропаганда. В большинстве российских авиаударов использованы устаревшие «тупые» бомбы, которые невозможно навести на цель; никакую точность ударов они не гарантируют. На некоторых из видеороликов, опубликованных российским правительством, можно увидеть, что бомбы падают лишь рядом с целями.

Российские ВВС в основном «бомбят со средней высоты неуправляемыми боеприпасами», — говорит Майкл Кофман, исследователь публичной политики из Института Кеннана, входящего в Уилсоновский Центр. Это, по его утверждению, означает, что Москва не заботится о точности ударов: «все, что им нужно, — это попасть достаточно близко», когда они атакуют цели, связанные с «Джабхатом ан-Нусра» и другими группами противников президента БашараАсада.

Изощренная пропагандистская машина Владимира Путина со времен вступления России в воздушную войну в Сирии работает в режиме перегрузки. RT и другие поддерживаемые государством СМИ, например, опубликовали фотографии авиабомб с точным наведением КАБ-500С под днищами российских бомбардировщиков на сирийских аэродромах; до этого считалось, что в 2012 году российское Министерство обороны отказалось от этого оружия из-за его высокой цены.

На фотографиях, сделанных в Сирии и распространившихся по соцсетям, есть и другое высокоточное оружие, в том числе фронтовой бомбардировщик Су-24, оснащенный ракетой «воздух — земля» с лазерным наведением Х-25МЛ.

Однако же использование оружия высокой точности в реальных боевых действиях минимально, а Москва лишь пытается убедить мир в обратном. Аналитики считают, что у такого поведения есть разные мотивы.

«Боеприпасы с точным наведением дороже традиционных неуправляемых бомб, и, возможно, Москва предпочитает потерять в точности ударов, чтобы хоть как-то сэкономить на уже очень дорогой военной интервенции на Ближнем Востоке», — говорит Хорхе Бенитес из Атлантического совета. Путин, по мнению Бенитеса, может также считать, что, преувеличение масштаба использования высокоточного оружия поможет ему уйти от обвинений в гибели гражданского населения.

«Москва готова к неизбирательному применению силы», — говорит Бенитес и добавляет, что россиян не особенно заботит побочный ущерб.

По-настоящему Россия заботится лишь о том, чтобы ее вооруженные силы выглядели такими же современными и мощными, как американские. Война в Крыму, на востоке Украины и теперь в Сирии — великолепная возможность для Путина продемонстрировать его новейшие и наиболее продвинутые вооружения, даже если они существуют лишь в единичных экземплярах. В Украине новейшие самолеты-разведчики и электронное оборудование полностью разрушили радиокоммуникации украинских сил, а в последние недели сложные системы перехвата радиосигналов были направлены в Сирию, чтобы подключиться к коммуникациям противников Асада и поддержать его наступление.

Эти возможности обходятся недешево. В 2015 году Россия выделила на оборону $81 млрд; это самый большой военный бюджет страны со времен окончания Холодной войны. Несмотря на высокую инфляцию и сокращение нефтяных доходов, в этом месяце объявлено об отказе от планировавшегося на следующий год сокращения оборонного бюджета; причиной сохранения высоких военных расходов назван конфликт в Сирии.

Обеспечение новых международных обязательств усилит давление на и так уже испытывающую перегрузки российскую военную систему, пережившую недавно пожар и затопление подводной лодки и многочисленные катастрофы военных самолетов при выполнении обычных тренировочных полетов. Катастрофа подводной лодки «Курск» в 2000 году, когда погибли 118 моряков, вызвала массовые протесты, и это был критический момент в политической карьере Путина, который стал президентом за три месяца до той трагедии.

Сирия предоставляет возможность хорошей практики для российских военных, не забывших об унижениях, которые принесла им война в Грузии в 2008-м. Бомбардировщики Су-34 до сирийской кампании никогда не участвовали в боях, и российские войска, по мнению Майкла Кофмана, отправились на войну, вооружившись сочетанием старых проверенных авиационных технологий и новых платформ, в сущности, проходящих первую боевую проверку; летчики также учатся использовать их в новой обстановке.

Еще одна возможность, которую выявили военные действия в Сирии, — это способность не столь давно пребывавших в летаргическом сне российских вооруженных сил выполнять многочисленные задачи одновременно. «Российские ВВС сейчас закупают больше самолетов, чем любая страна Запада, и у российских пилотов больший налет, чем в любой европейской стране», — говорит Кофман.

В то же самое время многотысячные контингенты развернуты в Крыму и Калининградской области, другие соединения проводят маневры вблизи украинской границы и в Арктике. И если оставить в стороне военную пропаганду, нельзя не признать, что в российских вооруженных силах действительно началась серьезная модернизация, хотя и вовсе не такая, какой ее хотят изобразить в твиттере.

Пол Маклири

Источник: openrussia.org

By admin

Related Post

Leave a Reply