Крымские компании, подпавшие под санкции, близки к банкротству. А средств на их поддержку в бюджете, похоже, нет
Об этом пишет доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Костяев на РБК.
Оптимизм заканчивается в Москве
Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФ, на прошлой неделе заявил, что часть финансирования по отдельным статьям программы развития Крыма будет перенесена на следующий год. Иными словами, денег не хватает даже для Крыма.
Прошло более года с момента образования Крымского федерального округа. Самое время изучить, в каком состоянии находятся компании, оказавшиеся в санкционных списках США и ЕС. Росстат не балует подробными данными о крымской экономике. Поэтому в ходе научно-исследовательской работы «Политическая и социальная адаптация Крыма» по государственному заданию правительства РФ мы напрямую общались с руководителями местных предприятий.
Первое, что бросилось в глаза, — отсутствие бравады и шапкозакидательства, характерного для высших чиновников и руководителей госкорпораций. Вот по мнению председателя Госдумы Сергея Нарышкина, и политическая, и правовая система современной демократической России, и потенциал российской экономики «дают возможность выстоять перед любыми внешними вызовами… Более того, превратить их в стимулы к развитию страны».
На деле большинство крымских компаний находятся в крайне тяжелом положении, и без срочной поддержки из Москвы имеется реальная угроза их банкротства и последующего роста социальной напряженности.
Гнет санкций
Итак, следующие крымские предприятия находятся в санкционных списках управления контроля зарубежных активов Министерства финансов США и Совета ЕС: агрофирма «Магарач», «Массандра», завод шампанских вин «Новый свет», «Азовский ликероводочный завод», «Универсал-Авиа», порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, Керченская паромная переправа, нефтяной терминал Феодосии, «Черноморнефтегаз», Российский национальный коммерческий банк, санаторий «Нижняя Ореанда».
Попадание большинства этих предприятий в санкционные списки США и ЕС вызвано сменой собственности предприятия в противоречии с украинскими законами. Основанием для введения санкций власти западных стран считают резолюцию президиума парламента Крыма от 26 марта 2014 года «О национализации собственности предприятий, учреждений и организаций агро-промышленного комплекса, находящихся на территории Республики Крым» и поправки.
ЕС ввел несколько общих ограничительных мер в отношении Республики Крым и Севастополя. Во-первых, запрет на импорт, за исключением товаров, имеющих сертификат происхождения, выпущенный украинскими властями. Во-вторых, приостановление всех инвестиций в Крым и Севастополь со стороны европейских физических и юридических лиц. В-третьих, запретил покупку имущества и предоставление услуг. В частности, европейские операторы были лишены права предоставлять туристические услуги в Крыму и Севастополе. Европейские круизные лайнеры не могут останавливаться в портах Крыма и Севастополя, за исключением чрезвычайных ситуаций. Наконец, экспорт определенных товаров и технологий в Крым и Севастополь также запрещается. 19 июня 2015 года данные меры были продлены ЕС до 23 июня 2016 года.
Несчастливы по-своему
Влияние санкций США и ЕС на деятельность большинства крымских предприятий велико. Например, ограничение на торговлю с ЕС крайне негативно сказывается на деятельности знаменитого завода шампанских вин «Новый свет». Предприятие перестало получать пробковый материал для бутылок, который оно раньше закупало в Испании и Португалии, и вынуждено переходить на другие способы упаковки бутылок, нет и винных материалов, а также бутылок, приобретавшихся ранее на Украине, налаживание новых деловых связей с Россией идет крайне тяжело, говорит Светлана Миханенко, заместитель директора компании. ФГУП «Производственно-аграрное объединение «Массандра» управления делами президента РФ испытывает аналогичные проблемы: прекращение поставок из-за рубежа, прекращение экспорта продукции в другие страны, который ранее приносил 20–30% прибыли. Особо следует отметить намерение украинских властей ограничить использование товарных знаков и брендов, подчеркивает Павел Пузырев, коммерческий директор предприятия.
Севастопольский морской порт испытывает еще большие трудности от санкций. Запрет европейским судам останавливаться в порту привел к снижению грузооборота на 95%. Объединение с другими предприятиями создало ситуацию, при которой нужно сокращать 80% сотрудников, но уволить лишний персонал нельзя, не вызывая локального социального взрыва. В результате падения товарооборота и снижения прибыли образовались долги по налоговым отчислениям и за электроэнергию. По состоянию на 5 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство по аресту счетов для взыскания задолженности по налогам и платежам за электроэнергию, рассказывает Василий Соколов, главный инженер порта.
Для «Универсал-Авиа» основная проблема заключается в потере зарубежных клиентов, которые до введения санкций работали по тендерам ООН и других международных организаций приносили около 75% прибыли, говорит Александр Гетман, заместитель директора компании. Альтернативных источников дохода со стороны России пока нет.
А вот «Черноморнефтегаз» даже улучшил показатели: так, в 2014 году компания транспортировала 1 млрд куб. м газа, а в 2015 году — 2,4 млрд куб. м газа. Но компании приходится прибегать к многоходовым схемам, чтобы закупать необходимое зарубежное оборудование фирмы Siemens через третьих лиц.
Дальнейшее развитие ситуации видится в рамках негативного сценария. Отмены санкций в отношении крымских предприятий не произойдет ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, поскольку основанием для их введения служат конкретные решения крымского парламента о национализации собственности, ранее принадлежавшей Украине. Пока не отменены решения, действуют санкции.
Крым будет эволюционировать в сторону Северного Кипра — это замороженный конфликт без очевидных перспектив разрешения. Проблема международного юридического статуса и наличие программ санкций будет противодействовать инвестициям в данный регион. Единственным выходом из ситуации могла бы быть государственная поддержка местного бизнеса через прямые бюджетные субсидии, но денег, похоже, нет. Для избежания роста социальной напряженности Москве следует предпринимать срочные меры по облегчению налоговой нагрузки для крымских предприятий, угодивших под санкции. В конце концов, их вины в случившемся нет.
Источник: vlasti.net