Кавказ измерили пятилетками

Кавказ измерили пятилетками

Новая госпрограмма развития СКФО вызывает много вопросов.

Минкавказа представило на общественное обсуждение новый вариант госпрограммы по развитию СКФО. На бюджетные деньги больше не будут массово строить школы, детсады и больницы. Теперь, говорят чиновники, приоритеты – это развитие экономики, а не социалки. Чтобы регионы СКФО учились «кормить» себя сами, за счет собственного бизнеса. 

Закрытое открытое обсуждение

На минувшей неделе в департаменте территориального мониторинга Минкавказа (Ессентуки) прошло совещание по исполнению «майских» указов президента на Северном Кавказе. Позвали журналистов, но на само совещание, которое вел вице-премьер Александр Хлопонин, их не пустили.

Кстати, и сам Хлопонин, которого журналисты ждали на брифинг, не вышел – вместо него выступил министр Лев Кузнецов.

Напрашивается вывод: ситуация с исполнением «майских» указов (а они, напомним, касаются повышения качества жизни бюджетников) столь плоха, что выносить ее обсуждение на широкую публику не стоит.

Так уж совпало, что на этом же совещании обсуждали и изменения в принятой в декабре 2012 года Госпрограмме развития Северного Кавказа.

Их суть – переориентация с социальной поддержки региона на его экономическое развитие.

Основные задачи – это стимулирование инвестиционной активности и привлечение капитала в экономику региона (включая капиталовложения резидентов особых экономических зон), обеспечение поддержки коммерчески эффективных проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства.

Это в конечном итоге должно помочь снизить уровень дотационности бюджетов Северного Кавказа.

«В условиях, когда правительство России вынуждено оптимизировать ряд государственных программ, мы с вами продолжаем нести ответственность за социальную обстановку, за уровень жизни наших граждан», – цитирует пресс-служба Минкавказа Александра Хлопонина.

Изменилась и сама структура госпрограммы. Если прежде в ней было пять профильных подпрограмм (в том числе инфраструктурная «Юг России»), то теперь их количество увеличивается до 12: по отдельной подпрограмме будет посвящено каждому из регионов Северного Кавказа.

«Обкатали» на Дагестане и Ингушетии

Такой «территориальный» подход был опробован еще в сентябре, когда Минкавказа дополнительно к «отраслевым» утвердило и первую «региональную» подпрограмму – для Дагестана.

И дополнительно к ранее запланированным 194 млрд рублей (из федерального бюджета) на эту республику предстояло на пятилетку – с 2016 до 2020 года – потратить 34 млрд рублей.

В новом же варианте Госпрограммы, который Минкавказа предлагает для общественного обсуждения (если таковым можно назвать странные заседания за закрытыми дверьми), объем финансирования в развитие Дагестана на эту пятилетку уменьшится до 7,5 миллиарда.

 Подпрограммы развития Ингушетии и Чечни фактически не будут написаны заново, а просто «перезапустятся».

Федеральные целевые программы для вайнахских республик существовали еще прежде, когда развитием Северного Кавказа занимался полпред Дмитрий Козак (для Чечни принята в 2007 году, а для Ингушетии – в 2009 году).

«Ингушская» программа формально до сих пор действует. Правда, при годовых лимитах бюджетных обязательств в 4,6 млрд рублей профинансировано из федерального бюджета лишь 352 миллиона, а потрачен только 81 миллион (данные с портала «Федеральная адресная инвестиционная программа» по состоянию на 1 июля 2015 года).

Скажем, из запланированных в нынешнем году в рамках ФЦП 1,2 млрд рублей на обеспечение жильем вынужденных переселенцев реально выделено только 162 миллиона (в 2013-2014 годы финансирование было в полном объеме – это почти 2,4 млрд рублей).

Не освоены 95 млн рублей (из запланированных ФЦП на год 495 миллионов) на модернизацию коммунальной инфраструктуры в Магасе и Назрани.

Зато до копеечки потрачены 63 выделенных из федерального бюджета миллиона (при годовом лимите 17 миллионов) на строительство учебно-лабораторного корпуса Ингушского государственного университета в Магасе. Плюс еще 363 миллиона за предыдущие два года.

Введен комплекс в строй должен быть до Нового года. «Вместе с научной библиотекой, общежитиями для студентов и профессорско-преподавательского состава, бассейном, он будет составлять основу университетского кампуса в столице», – говорит ректор университета, профессор Арсамак Мартазанов.

Также вчера завершилось общественное обсуждение изменений в «ингушскую» ФЦП, которые разработал Минкавказа.

Их суть в том, что 348 млн рублей, которые первоначально были выделены из федерального и республиканского бюджетов на модернизацию электроэнергетики, будут переданы на мероприятия Минздрава России (любопытно, что конкретные объекты в паспорте ФЦП не указываются). Голосуй, мол, за кота в мешке.

Зачем Минкавказа сайт за 240 миллионов?

Всего же федеральному бюджету развитие Северного Кавказа, если верить проекту Госпрограммы, должно обойтись в ближайшее десятилетие в 320 млрд рублей. Самая скромная сумма предусмотрена на будущий год, когда и должен начать «работать» новый вариант документа, – 13,3 миллиарда, а затем ежегодно будет выделяться около 30 миллиардов.

Напомним, что в прежнем варианте (тот, который был утвержден в сентябре), вторая пятилетка (с 2021 по 2025 год включительно) была детализирована только для одной территории – Дагестана. Но даже это вызвало бурную критику: мол, когда правительство России отказывается от трехлетнего бюджета, Минкавказа обещает траты на десятилетие вперед! И траты гигантские: до 2025 года в развитие Северного Кавказа должно быть вложено 1,4 трлн рублей. К этому времени дополнительные поступления в бюджеты регионов (налоговые и неналоговые) должны увеличиться до 247 млрд рублей (против 137 миллиардов по итогам прошлого года).

Стоит, кстати, напомнить, что сейчас Минкавказа разрабатывает еще два документа, которые касаются налоговых изменений для Северного Кавказа. Это проекты поправок в Бюджетный кодекс России и новый федеральный закон «Об эксперименте по введению механизма “курортного сбора” на территории Ставропольского края».

При этом в пояснительной записке (на портале «Оценка регулирующего воздействия») говорится, что повод к разработке новых налоговых механизмов – поручение премьер-министра Дмитрия Медведева, которое он дал на заседании правительства 24 августа 2015 года. Ну а вступить в силу изменения должны уже в январе 2016 года.

Что касается отдельных регионов, то размеры трат федерального бюджета примерно одинаковы (они разделены на две пятилетки – до и после 2020 года). Скажем, Ставрополью должно перепасть 29,6 млрд рублей, Северная Осетия должна получить 28,9 миллиарда, Ингушетия – 28,8 миллиарда (плюс в 2016 году еще 4,8 миллиарда в рамках еще действующей ФЦП), Карачаево-Черкесия – 30,3 миллиарда, Кабардино-Балкария – 29,4 миллиарда, Чечня – 29,6 миллиарда, ну и упомянутый выше Дагестан – 30,7 миллиарда.

Причем ежегодные траты на каждый из семи регионов с 2021 по 2025 год должны составлять равные суммы по 4 миллиарда 616 миллионов рублей. Это свидетельствует о том, что Минкавказа пока что предлагает лишь «черновик», в реализации которого и само сомневается. Переписывать документ придется еще не раз. Так что вообще не факт, что он просуществует до «второй пятилетки».

Сразу две отдельные подпрограммы теперь посвящены развитию туризма. Одна касается туркластера на территории Северного Кавказа, Кубани и Адыгеи, в него вложат 45 млрд рублей до 2020 года (дальше и планировать не стали). Вторая программа – по развитию бальнеотерапевтического кластера на Кавминводах, на него выделят 52 миллиарда. И горизонт планирования – тоже всего пять лет.

Крайне сомнительно выглядит то, что в отдельную программу выделили «Развитие комплексного информационного ресурса, посвященного СКФО». По сути, речь идет о создании нового интернет-портала. И дадут на него… 240 млн рублей. По 80 миллионов за три года.

Из расчета, что в год на портале должно появляться по 450 информационных материалов, легко прикинуть, вот сколько обойдется каждый. Таких расценок интернет-журналистика России еще не видела!

Зато, по задумке разработчиков Госпрограммы, уже через пять лет ровно половина жителей России должна знать о позитивных изменениях на Северном Кавказе. Знать и, ясное дело, восторгаться.

Антон Чаблин

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий