Власти страны настроены объявить должникам по ЖКХ глобальную войну по всем фронтам. Какие новшества для этого будут пущены в ход, и к каким последствиям это может привести?
Всего год-два назад от чрезмерной законодательной инициативы депутатов и чиновников страдали автолюбители нашей страны. Череда поправок в действующие ПДД, казалось, никогда не закончится, а количество и размеры штрафов имели все шансы стать просто гигантскими. Но этому, по крайней мере, есть приличное оправдание — вполне возможно, что иными способами вакханалию вседозволенности на дорогах прекратить едва ли удастся.
Однако в конце этого года, похоже, пришла пора переживать и негодовать всем без исключения гражданам России. Потому что если автомобиль есть отнюдь не в каждой семье, то крыша над головой (пусть и за некоторыми крайними и нередко прискорбными исключениями) все же имеется у всех, а за нее каждый месяц приходится платить.
Суммы этих платежей совсем не маленькие. Согласно результатам августовского опроса ВЦИОМ, 83% опрошенных респондентов в разных уголках страны обратили внимание на то, что «коммуналка» растет, и практически каждый второй из них (49%) посчитал, что растет она очень даже прилично. Настолько, что огромное число россиян ежемесячно вынуждено решать очень острую дилемму — внести ли вовремя все положенные платежи за квартиру (включая откровенно ненавидимый многими взнос на капремонт) или накормить и одеть семью и детей (кто ходит в магазины, тот поймет — авт.). Именно отсюда «растут ноги» у подавляющего большинства долгов по ЖКХ.
Кстати, 8 октября замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что на долю физических лиц приходится половина всей суммы задолженности в коммунальной сфере. Спустя всего несколько дней его непосредственный начальник, глава Минстроя Михаил Мень, привел несколько иное соотношение. Из общего долга в 968 миллиардов рублей, отметил министр, рядовые граждане не заплатили 250 миллиардов, а 751 миллиард задолжали друг другу юридические лица.
Не суть важно, из каких источников черпают сведения ответственные лица одного ведомства, и каковы их познания в математике. Важно другое — на волне борьбы за платежную дисциплину все идет к тому, что чиновники не оставляют гражданам даже и этого выбора, применяя к должниками жесткие меры.
Так, например, за долг в размере немногим более 217,5 тысячи рублей 7 октября по решению суда впервые за два последних года жителя Казани выселили из занимаемого муниципального помещения (кроме жилья, у него не было ничего, уточнил член Общественной палаты Республики Татарстан Михаил Застела).
Министр ЖКХ Карелии Дмитрий Матвиец сообщил, что коммунальщики республики всерьез намерены устанавливать канализационные заглушки в квартирах граждан, задолжавших за тепло и воду. Услуга водоотведения будет недоступна проштрафившимся до тех пор, пока они полностью не возместят все долги, а также стоимость заглушки (5 тысяч рублей).
Сотрудница столичного департамента капремонта Татьяна Блинова довела до представителей СМИ информацию: управляющие компании могут отключать горячую воду и электричество за наличие двухмесячной задолженности по этим ресурсам.
За 10 тысяч рублей долга перед ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» сотрудники компании в квартире жительницы этого города перекрыли подачу газа.
Но все это, так сказать, единичные локальные эпизоды, остающиеся, по большому счету, на совести регионалов.
Но тучи сгущаются над должниками уже и на федеральном уровне. Тот же Андрей Чибис уверил, что уже до конца года будут приняты поправки, предложенные Минэнерго, еще больше ужесточающие ответственность граждан за неплатежи по «коммуналке». В этом случае пени будут рассчитываться не по 1/300 (или 8,25% годовых) ставки рефинансирования ЦБ, а по 1/170, что фактически в два раза увеличивает размер штрафных сумм.
Что остается людям?
Брать кредит в банке, чтобы расплатиться с коммунальщиками? Не вариант, потому что с 1 марта 2016 года, уточняет президент коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева, в бюро кредитных историй будут передаваться и данные по неплатежам за ЖКХ, что фактически гарантирует твердое банковское «нет» заемщику на стадии предварительного андеррайтинга.
Устроиться на несколько работ сразу? Тоже маловероятно. Во-первых, несмотря на бодрые заявления вице-премьера Ольги Голодец о том, что никаких всплесков безработицы чиновники сейчас не видят, информация из регионов (и личный опыт многих знакомых автора материала) позволяет предположить, что она все-таки медленно, но верно растет.
Во-вторых, для этого элементарно требуется дополнительное время, которое придется отрывать от семьи. Да и куда идти? Те же автомобилистов, которые могли бы даже официально подработать частным извозом, на днях огорошили: Госдума одобрила поправки, разрешающие судебным приставам приостанавливать действие водительских прав за «нарушения в социально значимых ситуациях» и долги свыше 10 тысяч рублей. А уж по степени социальной значимости с платой за жилье в России может сравниться только одна — неуплата алиментов.
Пожалуй, у гражданина остается единственный выход — объявить себя банкротом, благо с 1 октября этого года соответствующий закон вступил в силу.
«Для него не существует разницы, какова природа возникшей задолженности, — уточняет генеральный директор компании „МАТОРИН“ Андрей Кузнецов. — Процедуры будут абсолютно одинаковы и для должника по ЖКХ, и для должника по обычному потребкредиту. Инициировать процесс банкротства также могут как кредиторы, так и должники. А единственное имеющееся жилье и теперь отбирать за долги будет нельзя».
Спасет ли ситуацию предлагаемое снижение ставок до 9,9% годовых?
Однако, предупреждает эксперт, постоянной лазейкой для ухода от неплатежей по ЖКХ закон о банкротстве не станет. «Уйти от возвращения долгов через собственное банкротство, возможно, удастся только несознательным и очень везучим, — констатирует Андрей Кузнецов. — Не стоит забывать, что накопить 500 000 рублей долгов за ЖКУ редко кому удается. А банки давать кредиты банкротам заново не станут. Так что здесь возможно, скорее всего, лишь единожды улизнуть».
Получается, у должников не остается выхода, кроме как беспросветно платить, платить, платить и снова платить по долгам и одновременно упрямо увеличивающимся счетам за коммунальные услуги? Почему-то на ум сразу приходит последний абзац четвертой главы написанного в 1848 году «Манифеста Коммунистической партии» и последовавшие за этим события. «Пролетариям нечего … терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».
Андрей Захарченко
Источник: svpressa.ru