Количество протестных акций в стране возросло в сравнении с прошлым годом почти в полтора раза. При этом большинство СМИ роста протестов не замечают. Об этом говорят лидеры независимых профсоюзов. Эксперты, опрошенные «НИ», считают, что власти не испытывают большого желания напрямую общаться с народом.
О большом числе акций пишут в Интернете как их участники, так и жители городов, в которых они проходят. За три прошедшие недели протестные мероприятия состоялись почти в двух десятках регионов. В Таганроге (Ростовская область) митингующие потребовали отставки градоначальника, в Чите люди требовали от властей решения социальных проблем (в этих городах участниками акций стали несколько сотен человек), в Тольятти (Самарская область) более тысячи рабочих протестовали против массовых сокращений. Еще в 12 регионах педагоги на улицах выразили возмущение «урезанием» расходов на образовательную отрасль и теми же сокращениями.
Подтверждает увеличение протестной активности и некоммерческая организация Центр трудовых прав: только за шесть месяцев 2015 года зафиксировано 189 акций, что в четыре раза превышает число протестов 2008 года, который, как известно, был кризисным. Лидеры независимых профсоюзов и региональные политологи отмечают, что почти во всех случаях протесты имели стихийный характер. Лишь изредка они организовывались оппозиционными политическими партиями.
Действительно, заявил «НИ» политолог Дмитрий Орешкин, в настоящее время почти все протесты проводят независимые профсоюзы, часто – незарегистрированные: «Сильный объединяющий профсоюз отсутствует. Тем временем Центр довольно профессионально не позволяет протестам разрастаться – все акции локальные, не связанные между собой. А сильный профсоюз мог бы не только митинги организовывать, но и договариваться с владельцами предприятий, к примеру, о прекращении сокращений персонала».
Почему эти процессы не замечает большая часть СМИ? Оттого, считает Дмитрий Орешкин, что нынешняя российская ситуация возвращается в советскую – виртуальную: «мы поднимаемся с колен», «нас стали уважать в мире», «мы побеждаем на Ближнем Востоке». «В этот пропагандистский фон протестные акции не вписываются, тем более проходящие в большом количестве, – добавляет г-н Орешкин. – И даже самые смелые журналисты не рискуют писать о протестах, так как вмиг могут быть названы национал-предателями. Почему власти «бастующих» городов не поворачиваются лицом к народу? Потому, что полностью зависят от Центра. Правительство создало систему, при которой ни один регион не в силах сам себя содержать. Вот и попали региональные руководители в полную зависимость от него».
По мнению бывшего зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, региональные власти попросту не способны общаться с людьми, они умеют только повелевать. «Что касается верховной власти, то ранее в ее окружении находились эксперты, способные подсказать правильное решение. Но их «вытравили», – заявил «НИ» политик. – Поэтому ситуация, надо отметить, тревожная. Кризис завершится не очень скоро, а население уже прозревает: начинает определять истинных виновных в его возникновении». Провластные же эксперты, продолжает Геннадий Гудков, «по-прежнему советуют внушать гражданам мысль о том, что во всем повинны ЕС и США. Но это, как я уже сказал, перестает работать».
Председатель Ассоциации адвокатов России «За права человека» Мария Баст считает, что власть не общается с протестующим народом именно оттого, что о протестах почти не пишут в газетах и не показывают по телевидению. «Зачем решать проблемы людей, если информация дальше окрестностей города не выходит? – высказала свою позицию «НИ» юрист. – Многие губернаторы приказывают редакторам региональных СМИ не сообщать о проявлениях народного недовольства. Но, на мой взгляд, в окружении верховных правителей все же есть грамотные советники. Однако, как часто бывает в нашей стране, голос разума заглушается».
Виталий Словецкий
Источник: newizv.ru