Единственное желание белорусских компаний – выжить

Единственное желание белорусских компаний – выжить

Опрос субъектов хозяйствования показал, что белорусские предприятия впали в глубокий пессимизм и больше не хотят ни денег, ни хороших кадров – они думают о выживании, а не о развитии бизнеса.

Республиканская конфедерация предпринимательства в сентябре провела очередное исследование индекса делового оптимизма.  В рамках исследования предприятиям и ИП, входящим в бизнес-союзы, предлагали назвать основные проблемы, препятствующие развитию их бизнеса.

Большинство опрошенных (77%) в качестве основной проблемы назвали низкую покупательскую способность населения. Вторая по популярности проблема (71%) – высокие издержки и налоги. Отсутствие стабильности в экономике и невозможность планирования отметили 63% опрошенных.

Бизнесу больше не нужны кредиты

Результаты опроса показали, что бизнес страдает от макроэкономических условий, тогда как частности ушли на задний план. В том числе и те старые проблемы, которые недавно волновали большинство – недоступность кредитов и нехватка кадров.

Ведь еще в феврале нынешнего года на первом месте фигурировала проблема финансовых ресурсов. Казалось бы, к сентябрю кредиты не стали намного дешевле, однако о данной проблеме теперь вспомнили лишь 14% опрошенных.

«Частный бизнес просто сейчас не собирается брать никаких кредитов, поэтому этот вопрос не является таким насущным, – объяснила парадокс Лилия Коваль, вице-председатель Минского союза предпринимателей. – Оборотных средств нет. Неплатежи зашкаливают. В таких условиях вообще не стоит вопрос, чтобы брать какие-то кредитные ресурсы».

Помощь государства осталась невостребованной

Отсюда проистекает и другая проблема: «К нам обращаются и Мингорисполком, инновационные фонды и фонд поддержки предпринимательства – те деньги, которые они якобы на льготных условиях готовы дать бизнесу (а льготные условия фонда поддержки предпринимательства – это 25%, Мингорисполкома -15%, все равно смерть) – никто даже не планирует брать», – отметила Лилия Коваль.

Мысль продолжил глава Конфедерации Владимир Карягин, который вспомнил, что сейчас, в период планирования бюджета на следующий год, он пытался добиться увеличения госрасходов на поддержку частных предприятий. «А нам отвечают – в инновационном фонде 5 миллиардов лежит, и в друг фондах. Так вы же их не забираете! Что вы еще хотите?» – передал он ответ правительства.

Эту же проблему Владимир Карягин обсуждал и с вице-премьером Владимиром Семашко. Вице-премьер недоумевал, почему остаются невостребованными кредитные ресурсы, которые предлагает белорусскому частному бизнесу Китай. Эти кредиты даются на пять лет без процентов, а дальше – по льготной ставке. Правда, 50% кредита должны пойти на покупку китайского оборудования или материалов. Но все равно это – «живые деньги».

«26 проектов наскребли со всей республики! Нет проектов. Бизнес без амбиций. Просто какая-то спячка», – сделал вывод по итогам беседы с Семашко Владимир Карягин.

«Это не спячка, – возразила ему Лилия Коваль. – Как можно – на арендованых площадях, когда растет арендная плата, тем более у производственников… Высокие издержки, высокие налоги… Как, при наличии такого кома неплатежей, отсутствии оборотных средств, взять эти проценты и их отработать? При падении покупательного спроса, при сужении рынков и так далее?»

Персонал требует больших зарплат

Нехватка квалифицированных кадров, на которую бизнес активно пенял год-два назад, теперь тоже оказалась на последних позициях (проблема волнует лишь 15,8%). При этом, если когда-то работодатели соревновались в привлечении и удержании персонала, то теперь проблема с кадрами приобрела совершенно иную наполненность.

«Большинство предпринимателей отмечают не просто нехватку кадров, а большие запросы персонала по озвученной когда-то заработной плате, – объяснила представитель минского союза предпринимателей. – Если сейчас частный бизнес может позволить себе зарплату только ту, что зарабатывает этот персонал, то персонал этого не хочет слышать – дай, и все! Получается, что целыми коллективами кадры уходят с одного места на другое, бегают и прыгают. И возвращаются потом туда же, но при этом нарушается производственные и торговые процессы. Это просто какой-то замкнутый круг».

Информация по делу

Индекс делового оптимизма исследуется устанавливается на основе ответов на вопросы анкеты. В опросе приняли участие 520 субъектов хозяйствования, среди которых были малые, средние и крупные предприятия, а также ИП.

Общий вывод исследования показал дальнейшее падение делового оптимизма. При этом в сентябре 2015 года зафиксирован наиболее низкий показатель индекса за весь период его измерения.

87% респондентов отметили ухудшение белорусской экономики, 70% – ухудшение собственного бизнеса. Большинство опрошенных не ждут, что положение изменится в ближайший год.

Источник: ej.by

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий