Ситуация на туркменско-афганской границе остается предельно напряженной. Боевики неподконтрольных Кабулу группировк (кто они – ИГ или талибы – часто неясно) успешно наступают и захватывают все новые населенные пункты.
“По свидетельствам очевидцев, в туркменский город Мары с границы ежедневно доставляются тела погибших военнослужащих. С аэродрома Мары происходят постоянные вылеты военной авиации в сторону границы. В общем виде на туркменском направлении ситуация имеет устойчивую тенденцию к ухудшению”, – пишет в “Независимой газете” политолог Александр Князев.
В этой ситуации Туркмения просто вынуждена отказаться от своего нейтрального статуса, и сегодня активно ищет союзника и покровителя, который поможет ей справиться с угрозой с Юга. Но, вероятно, в этом качестве Ашхабад рассматривает не партнера по СНГ – Россию, а США. Так, на днях Вашингтон по поручению президента Гурбангулы Бердымухамедова, носящего в своей стране титул Аркадаг (покровитель), прилетал министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов. Как говорится в заявлении Госдепартамента США, основное внимание на переговорах было уделено вопросам региональной безопасности и энергетической сфере. С точки зрения американского внешнеполитического ведомства, переговоры были “откровенными и конструктивными”, а туркменская сторона заявила, что считает США одним из основных стратегических партнеров.
Судя по всему, Кремль не удостоился этого высокого статуса. “На встрече туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова с Исламом Кармовым был согласован синхронный отказ от обращения к РФ за помощью в случае обострения ситуации на афганской границе. На саммит стран СНГ в Астану Ашхабад послал второстепенные фигуры – маловлиятельных вице-премьера и замминистра иностранных дел, а вот в США послали главу МИД. По-моему, очевидно, на какую страну ставят в Ашхабаде”, – прокомментировал ситуацию для “Росбалта” Александр Князев.
Есть разные версии, почему Ашхабад решил выбрать в качестве “спасителя” США, а не на Россию. Так, российский политолог Аркадий Дубнов не исключает, что туркменские власти были недовольны несогласованными с ними ракетными ударами из акватории Каспия по Сирии. Но более вероятна другая причина. Сейчас в Ашхабаде придают огромное значение строительству трубопровода ТАПИ, идущего из Туркмении через Афганистан и Пакистан в Индию. Сомнительно, чтобы Кремль, заинтересованный в том, чтобы туркменский газ шел только через Россию, подержит это проект. А вот в Вашингтоне к нему должны отнестись благосклонно, и неслучайно, что кроме ситуации на границе во время туркменско-американских переговоров обсуждался как раз проект ТАПИ.
Забавно, что в самый разгар боев на границе в Ашхабаде без тени смущения официально заявили, что руководители проекта “вплотную подошли к началу его практической реализации – прокладке линейной части трубопровода”. “Какое ИГ, какие талибы?! У нас в Туркмении о них ничего не известно”, – пошутили по этому поводу источники “Росбалта” в туркменской столице.
Судя по всему, именно странным желанием Ашхабада убедить мировое сообщество, что на туркмено-афганской границе все спокойно, объясняется и мягко говоря странный протест МИДа республики, направленный Казахстану. В сообщении внешнеполитического ведомства Туркмении говорится, что 15 октября 2015 года в Астане “казахстанская сторона, касаясь ситуации с безопасностью в Центральной Азии, заявила о неких инцидентах, которые, якобы, произошли на границе Туркменистана. Туркменская сторона выражает крайнюю озабоченность и непонимание в связи с подобным высказыванием казахстанской стороны о несоответствующей действительности обстановке”.
Интересно, что Ашхабад стремится скрыть происходящее на границе страны не только от мирового сообщества, но и от собственных граждан. Так, после ряда передач как в российских, так и среднеазитских СМИ о положении на границе с Афганистаном, правительство Туркмении начало масштабную кампанию по блокированию доступа населения страны к интернету и спутниковому телевидению. Как утверждает сайт ЦентрАзия, в городах под надзором спецслужб начался демонтаж спутниковых тарелок с многоэтажных зданий. Свои действия, как обычно, местные власти объясняют тем, что спутниковые антенны портят внешний облик городов и создают помехи гражданской авиации. Одновременно, по утверждению того же источника, в учебных заведениях и госучреждениях республики правоохранительные структуры Туркменистана проводят профилактические беседы для недопущения просмотра гражданами “антиправительственных” ресурсов.
Игорь Ротарь
Источник: rosbalt.ru