Республика подтвердила славу «островка неполиткорректности» в Западной Европе.
На парламентских выборах в Швейцарии победила Народная партия, выступающая с ярко выраженными антииммигрантскими лозунгами. В чём причина того, что тихая альпийская страна задаёт тон таким настроениям?
18 октября Швейцария выбирала парламент. Первое место с более чем 29% голосов заняла ультраправая Швейцарская народная партия (ШНП), сделавшая в своей агитации ставку на противостояние массовой миграции и исламизации страны. «Голосование ясно показало, что народ обеспокоен массовой миграцией в Европу», – прокомментировал победу своей руководитель ШНП Тони Бруннер.
Благодаря победе в целом ряде мажоритарных округов ультраправые добились рекордного за послевоенные годы показателя. Им досталось 65 из 200 мест в Национальном совете. Кроме того, ещё три места завоевали представители региональных антииммигрантских партий из италоязычного Тичино и франкоязычной Женевы. Наконец, ещё 4% и 7 депутатских кресел получила несколько менее радикальная, но тоже критически относящаяся к массовой иммиграции Гражданско-демократическая партия.
Тем самым Швейцария подтвердила свою славу самой «неполиткорректной» страны Западной Европы.
Начиная с 1999 года, ультраправые стабильно занимают первое место, от выборов к выборам улучшая свои показатели.
До недавних пор успех партии объясняли харизмой её многолетнего лидера, миллиардера Кристофа Блохера. Однако Блохер в прошлом году отошёл от дел, а результат тот же. Значит, дело не только в нём.
ШНП в Европе считается для многих «нерукопожатной» партией. Так, во время выборов 2007 года она прославилась крайне спорным предвыборным плакатом, где три белые овцы, символизирующие германо-, франко- и италошвейцарцев, давали пинка четвёртой, «иммигрантской». Тогда скандал вспыхнул на всю Европу, но «народники» получили те же 29%. Позже в их рядах произошёл раскол, показатели партии немного упали, но теперь они вновь пошли вверх.
На весь мир прогремела другая инициатива ШНП. В 2009 году с её подачи в Швейцарии прошёл референдум о запрете на строительство минаретов. Ни одна другая политическая сила его не поддержала, однако за неё высказались 58% жителей страны. Имеющиеся минареты в Цюрихе, Женеве, Винтертуре и Ванген-Ольтене никто не тронул, а вот возводить новые отныне нельзя. Итоги референдума раскритиковали во многих уголках планеты, но решение вступило в силу.
В 2014 году состоялся очередной референдум по инициативе ШНП. И более 50% поддержали существенное ограничение на въезд в страну иностранцев, включая и граждан стран ЕС. И опять же «народники» в качестве одного из объяснений выдвинули опасность проникновения в страну «опасных элементов». По Европе снова прокатилась буря негодования, но слово народа по букве швейцарского закона – решающее.
В условиях, когда соседние со Швейцарией Германия и Австрия, да и Италия с Францией сталкиваются с массовым наплывом беженцев, исход нынешнего голосования кажется весьма закономерным. Но всё равно: как же в изначально многоязычной Швейцарии, где иммигранты уже более 100 лет составляют значительную часть населения, могли столь укрепиться антииммигрантские и антиисламские настроения?
Дело в том, что Швейцария – страна, где до сих пор многие люди живут в сельской местности. Там в значительной степени сохранился традиционный уклад. Там больше людей, чем в какой-либо другой европейской стране, живут в тех же домах, что жили их предки 150-200 лет назад. В семьях сохранились костюмы, которые носили прапрадеды, прапрабабушки, а то и более далёкие пращуры.
Страна счастливо избежала мировых войн, она давно не переживала разруху. Облик многих швейцарских городов (по крайней мере, центров) за столетия изменился мало. Люди привыкли к размеренной жизни, там не принято запирать на ночь дома.
Туристов в Швейцарии всегда встречали доброжелательно, а вот к приехавшим на ПМЖ относились и относятся настороженно. Даже если они прибыли из Германии, Франции или Северной Италии. Обычная деревенская подозрительность…
В последние десятилетия Швейцария стала страной, куда приехало много мусульман. Сегодня их порядка 400 тысяч, или 5% населения. В конфедерации насчитывается восемь исламских организаций. Крупнейшие мусульманские общины страны – не самые религиозные косовские албанцы и боснийские мусульмане. Порядка пятой части последователей ислама – турки, имеются также курды, арабы и некоторые другие. При этом гражданство имеет только 12% приезжих-мусульман – менее 50 тысяч.
Проблемы с приезжими (мусульманами и немусульманами) в Швейцарии схожи с другими европейскими странами. Среди них уровень безработицы и преступности выше, чем среди коренного населения. Многие из них стараются сесть на пособие. И хотя условия его предоставления жёстче, чем в тех же Германии и Франции, многие налогоплательщики недовольны. Швейцарцы за сотни лет жизни в горах привыкли много работать, а не ждать помощи от государства.
Терактов и массовых убийств, имеющих исламистскую или же, напротив, антимусульманскую составляющую, страна счастливо избежала. Однако у страха – глаза велики. Расстрел редакции «Шарли эбдо» в Париже в январе 2015 года, поножовщина в Копенгагене месяцем позже, летняя попытка выходца из Марокко расстрелять в Бельгии пассажиров поезда Амстердам – Париж не могли не напугать швейцарцев. Это ведь всё весьма недалеко от швейцарских границ.
Да и свои исламисты в стране есть. Так, уже около 60 лет в Швейцарии работает ячейка организации «Братья-мусульмане». В своё время они прибыли в страну из Египта, где им грозили длительные тюремные сроки. Постепенно они освоились на территории новой родины. Со временем в страну прибыли беженцы и другие переселенцы из стран Ближнего Востока, Северной Африки, бывшей Югославии. Многие из них подпали под влияние радикальной идеологии и отправились воевать на Ближний Восток. Так, в 2006 году в Ираке застрелили связавшегося с «Аль-Каидой» уроженца швейцарского города Биль.
В 2012 году достоянием гласности стал доклад швейцарской разведки. В нём говорилось, что значительное число граждан Швейцарии (в том числе и коренных, принявших ислам), прошли подготовку в лагерях на территории Афганистана, Пакистана, Йемена, а затем отправились воевать в ту же Сирию. А в городе Листаль разоблачили группу салафитов, издававших и распространявших экстремистскую литературу.
По состоянию на начало 2015 года, в рядах пресловутого «Исламского государства» воюет как минимум 40 граждан Швейцарии. Что будет, когда они вернутся домой? А что случится, если вместе с кем-то из обычных беженцев в страну проникнут другие боевики ИГ без всяких документов? Потому-то нынешний поток беженцев вызвал у значительной части населения конфедерации неподдельный ужас.
Уровень доходов в Швейцарии – примерно на четверть выше, чем в Германии. Уровень же преступности ниже, чем у соседей. Швейцарцы привыкли оставаться в стороне от катаклизмов, и им очень не хочется, чтобы нынешний европейских кризис с беженцами их коснулся. Оттого многие из них и голосуют за Швейцарскую народную партию, основа программы которой – сохранение привычного облика и образа жизни.
И едва ли победившая на выборах партия ограничится получением рекордного числа депутатских кресел. На подходе у неё инициативы о возвращении постоянного пограничного и таможенного контроля с соседними странами, новые попытки ограничить миграцию.
Предлагают они и высылать мигрантов, совершивших правонарушения. И очень велика вероятность, что данные инициативы большинство швейцарцев поддержат. Даже часть тех, кто обычно за ШНП не голосует. Такое уже бывало, и не раз.
И Швейцария ещё наверняка даст повод говорить о себе как об островке неполиткорректности, на который ультраправые других стран Европы стараются равняться, а другие политические силы – ругать.
Вадим Трухачёв
Источник: stoletie.ru