Строительство первой в Турции АЭС «Аккую» по российскому проекту продолжается согласно ранее намеченным планам, проблем с этим проектом нет, говорится в письменном заявлении министра энергетики и природных ресурсов Турции Али Рыза Алабоюна. Это заявление выглядит особенно актуальным на фоне заявления президента Турции т Турции Реджепа Тайип Эрдоган о возможности пересмотра вопроса о строительстве «Аккую» из-за российской операции в Сирии.
Первый замгендиректора Блока по развитию и региональному бизнесу “Росатома” Кирилл Комаров гордится тем, что для строительства первой в стране АЭС Турция выбрала именно российские технологии: “Это было сделано не на основе какого-то волюнтаристского решения, мы участвовали тендерной процедуре, где у правительства Турции была возможность сопоставить разные технологии, разные финансовые предложения, разные предложения по экономическим аспектам этого проекта. Мы в этом неформальном тендере победили и получили право реализовать такой проект в Турции. Это сближает наши страны, и дает основу для долгосрочного партнерства”.
Соглашение о строительстве и эксплуатации “Аккую” было подписано в 2010 году. Проект первой турецкой АЭС включает в себя четыре реактора. Мощность каждого энергоблока блока составит 1200 МВт. Стоимость проекта – 20 млрд долларов. АЭС „Аккую“ будет вырабатывать электроэнергию в непрерывном режиме в течение 60 лет и станет одним из ключевых элементов объединенной энергосистемы Турции. После ввода в эксплуатацию станция обеспечит около 7% от общего уровня энергопотребления в стране.
Комаров думает, что строительство АЭС – проект продолжительностью не менее 100 лет: “Десять лет эта станция будет строиться, примерно 60 лет она будет эксплуатироваться в нормальном режиме. Поскольку мы уверены, что эксплуатироваться она будет очень добросовестно, то будет возможность потом продлить сроки ее эксплуатации по согласованию с турецким ядерным надзором, может быть, на 10 лет, может, на 20. Потом не меньше, чем 20 лет она будет выводиться из эксплуатации. Все, что мы начали в 2010 году – это проект, который не закончится в этом веке. Это создает очень серьезную основу для отношений двух стран”.
Эксперт заметил, что несмотря на повышенную политическую турбулентность в мире, есть зоны, которые по определению должны быть свободны от сиюминутных политических колебаний: “Атомная энергетика является такой зоной, потому что слишком долгосрочными являются все решения, которые в ней принимаются. С другой стороны, любое решение, которое принимается в зоне атомной энергетики слишком связано с таким чувствительным понятием как безопасность”.
По словам Комарова, АЭС в Турции раньше не было, поэтом еще не все законы приняты, не все процедуры отработаны. Между тем, строительство атомной станции в любой стране дает импульс ее социально-экономическому развитию. “В России, где уровень локализации при строительстве АЭС составляет 98%, мы, строя АЭС, в состоянии произвести на территории России 97-98% товаров, работ и услуг. Каждый рубль, инвестированный при таком уровне локализации в строительство АЭС, дает немедленный эффект в три рубля в ВВП страны. Каждое рабочее место, созданное на АЭС, а в пике сооружения на каждом блоке работает до 5 тысяч человек, дает минимум от 10 до 15 рабочих мест в смежных отраслях промышленности. АЭС – настолько высокотехнологичный продукт, что он дает возможность целой длинной цепочке добавочной стоимости, потому что мы заказываем машиностроительное оборудование, они для оборудования металлургам заказывают металл, металлурги платят за электроэнергию, чтобы этот металл произвести, платят угольщикам, то есть, вовлекается вся национальная индустрия в это. Создается огромное количество рабочих мест. В Турции мы не предполагаем достичь такого высокого уровня локализации, но при совместной слаженной работе до 30-40% этого проекта может быть реализовано силами турецких подрядчиков”.
Источник: vestikavkaza.ru