Президент РФ Владимир Путин заявил, что российская экономика приспосабливается к изменяющимся условиям, а это первые признаки стабилизации. «Пик кризиса достигнут», – заключил глава государства.
О том, как нам живется на пике, размышляет первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам, доктор экономических наук, профессор Оксана ДМИТРИЕВА:
«Кризис, у которого нет пика»
– По-моему, Россия переживает тот кризис, у которого нет пика.
Это не классический мировой кризис, ну, либо перепроизводства, либо финансовых мыльных пузырей, которые лопаются, достигают дна, когда снижаются цены и объемы производства, когда дешевые кредиты и т.п.
«В силу непрофессионализма правительства…»
В силу непрофессионализма правительства, наш кризис имеет рукотворную причину. Из-за неправильных действий в условиях девальвации, которые должны были привести к росту производства, эта обвальная девальвация, наоборот, сопровождалась его спадом.
Так что у этого кризиса, естественно, нет никакого дна, нет никакого пика, а одновременно идет сильнейшая инфляция, девальвация и спад производства.
«Будут маскировать свои ошибки»
Вместо того чтобы жать на тормоз, жали на газ, и наоборот. Поскольку этот кризис был искусственно создан из-за неквалифицированных действий правительства, соответственно, так же искусственно его можно усугублять и дальше. А можно и не усугублять…
Естественно, что весь финансово-экономический блок нашего правительства не скажет про свои просчеты и недостатки. Наоборот, они всячески будут маскировать свои ошибки и объяснять какими-то причинами.
«Не за счет сырьевого сектора»
Другое дело, что вряд ли будет какой-то апокалипсис, связанный с падением цены на нефть. Думаю, что в следующем году среднегодовая цена нефти не будет, скажем, 40 долларов за баррель или еще ниже. Ее просто не смогут долго удерживать на таком низком уровне.
Но кризис-то у нас идет в основном не за счет сырьевого сектора, поскольку падает, обрабатывающая, а не добывающая промышленность.
«Малозначимый фактор для нашей экономики»
Что касается обстановки на Украине, наших вливаний в Донбасс и т.п., так это малозначимый фактор для нашей экономики. Да, Донбасс становится рублевой зоной, но это для нас опять же малозначимый фактор.
Гораздо более значимые расходы – это, допустим, один триллион рублей, который для банков изъяли из экономики. Это же вообще несопоставимо ни с какими иными расходами!
«Влияние этой программы на нашу экономику благотворно»
Знаете, если говорить о государственной программе вооружений, то она тоже непосредственно не связана, допустим, с Донбассом потому, что там применяются не те вооружения.
А вот влияние этой программы на нашу экономику, как я полагаю, все-таки благотворно, поскольку она поддерживает отрасли машиностроения и обрабатывающий промышленности.
«Инженерно-технический менеджмент подавляется финансовым»
То есть одно из немногих направлений, которое хотя бы поддерживается, связано именно с государственной программой вооружений. Хотя там тоже очень много неэффективных и не нужных расходов.
Более того, инженерно-технический менеджмент там подавляется финансовым менеджментом, что, конечно, создает большие проблемы и в ВПК. И тем не менее, с точки зрения бюджетных расходов, программа все-таки дает эффект.
«Ну, а как, собственно говоря, поставлять газ в Европу?»
Что касается того, что Россия возобновила поставки газа на Украину, ну, а как, собственно говоря, поставлять газ в Европу? Выясняется, что и поставки через Турцию тоже подвержены определенным рискам.
«Южный поток» отличается отнюдь не меньшими рисками, чем поставки через Украину. Поэтому, наоборот, это можно использовать как фактор экономического давления.
«Заинтересованы в нашем участии в Сирии»
Что касается наших действий в Сирии, так это именно внешнеполитический фактор, не оказывающий на нашу экономику какого-то прямого влияния. То есть с точки зрения расходов, это опять же малозначимый фактор.
Мне кажется, что с точки зрения обратного внешнеполитического влияния, тут, скорее, могут быть какие-то позитивные моменты, поскольку многие страны объективно заинтересованы в такой нашей позиции и в нашем участии в борьбе с «Исламским государством».
Я не вижу каких-то причин для усиления экономических санкций из-за наших действий в Сирии. В моем представлении мировой Запад, включая США и Европу, скорее, заинтересован в нашем участии в Сирии.
«Отрицательно скажется на экономическом росте»
Что касается какого-то прогноза, то если нефть пойдет вверх, понятно, это будет укреплять рубль, но его укрепление отрицательно скажется на экономическом росте.
Если девальвация не дала эффекта, то сейчас не даст тем более: дорогой кредит, дорогой рубль, в этом направлении нет никаких реальных программ, а потребительский спрос ограничен…
То есть я не вижу здесь никаких радужных перспектив. Хотя, да, если нефть пойдет вверх, то девальвации рубля не будет.
«Экономического роста не предвидится»
Что касается инфляции, то если цена на нефть не будет расти, не стоит ожидать и какого-то инфляционного всплеска. Но вот усилением налогового пресса на нефтяной и газовой сектор инфляцию, конечно, могут подхлестнуть.
А вот экономического роста не предвидится, поскольку ничего не изменено в политике, которая направлена не на выход из кризиса, а на его пережидание.
«Финансовый блок правительства создал кризис»
Финансовый блок правительства создал этот кризис – в нём он и будет функционировать. Более того, он будет охранять и сторожить этот кризис. Знаете, это не либеральный курс, а вообще непонятно какой!
Либеральные экономисты говорили, что государство – это ночной сторож экономики. А наше правительство понимает это так, что государство – это сторож финансово-экономического кризиса.
Вот оно и не выходит из кризиса, не борется с ним, а сторожит его.
«Не проходит ни одна мысль, ни одна сторонняя альтернатива!»
Что ж, это уже замкнутый круг. Знаете, создана абсолютно профессиональная информационная блокада вокруг действий финансово-экономического блока нашего правительства!
Вообще не проходит ни одна мысль, ни одна сторонняя альтернатива! Потому что если она пройдет, мы увидим всю ошибочность действий правительства.
«… поступать, как с правительством Республики Коми!»
И тогда получится, что с финансово-экономическим блоком нужно поступать примерно так же, как с правительством Республики Коми.
Ну, может, и не обязательно сажать, но уж отстранять – это безусловно.
Александр Саргин
Источник: argumenti.ru