Ростовский областной суд приступает к рассмотрению одного из самых громких уголовных дел десятилетия. На скамье подсудимых две семьи – Инесса и ее дочь Виктория Тарвердиевы, супруги Сергей и Анастасия Синельник. Они обвиняются в бандитизме, убийствах, разбойных нападениях и грабежах.
Все преступные эпизоды, в которых их обвиняют, еще до конца не расследованы – их десятки. Ведь орудовала банда больше десяти лет на территории трех регионов Юга России. Но почему все это время она оставалась незамеченной, а задержали жестоких убийц совершенно случайно?!
Зачем героизировать убийц?!
Недавно я был в селе Дивном – это столица Апанасенковского района Ставрополья. На центральной улице, чуть поодаль от районной администрации, стоит огромный двухэтажный дом из желтого кирпича. Он окружен высоченным забором. Кажется, тут должен жить прокурор или председатель суда.
Нет, жили тут безработные. Инесса Тарвердиева, которая раньше работала воспитательницей в детском саду, и ее молодой муж Роман Подкопаев, а с ними две дочери (одна из них школьница). Селяне признаются, что жильцы особняка выбирались за околицу редко: приезжали на машине под покровом ночи, даже не выходили в магазин.
И вот два года назад вскрылась страшная правда: все члены семьи были членами жестокой банды, которая более десяти лет терроризировала Юг России.
Во время обысков в этом доме изъяли огромное количество оружия – 19 автоматов, пистолетов и ружей. Большинство из стволов были украдены у сотрудников полиции, которых убивали в двух районах Ростовской области – Аксайском и Октябрьском.
Банда «донских амазонок» – этот ярлык, героизирующий жестоких гангстеров, придумали сами журналисты.
В июле на обочине федеральной автотрассы «Дон» в Аксайском районе под покровом ночи хладнокровно убили целую семью.
Заночевавших в машине 34-летнего подполковника полиции, командира боевого отделения нижегородского СОБРа, Героя России Дмитрия Чудакова, его 33-летнюю супругу Ирину и сына-первоклассника в упор расстреляли картечью из охотничьего карабина «Сайга». А 11-летнюю дочь Веронику избили и зарезали – на теле девочки было найдено 37 ножевых ранений (нанесенных двумя разными видами ножей)…
В области после этого был объявлен план «Перехват» – поиск вооруженной банды. На месте чудовищного преступления был найден нож с гравировкой на рукоятке «Моей любимой амазонке». Узнавшие об этом журналисты, естественно, подхватили легенду.
Серьезные вопросы к силовикам
По этому делу едва не осудили невиновного – охранника местного рынка Алексея Серенко. Вся его «вина» заключалась в том, что у него был карабин «Сайга», который подходил под описание оружия, из которого расстреляли семью Чудаковых. Как рассказал сам Серенко журналистам, сразу после задержания в течение трех дней оперативники его систематически избивали.
«У нас разрушили две квартиры. Даже стены рушили, били кувалдой. Непонятно, что они хотели найти. Разобрали на запчасти музыкальный центр. Много просто воровалось. Далеко не все изъятые вещи записали в протоколы обыска», – говорит Серенко.
Два года он провел в следственном изоляторе, ему предъявили обвинение в убийстве не только семьи Чудаковых, но и еще трех человек (они также были застрелены из злополучной «Сайги», в идентификации которой сомневались даже опытные эксперты). Но слишком спешили отрапортовать о том, что раскрыто резонансное преступление: на «поимку» Серенко ушло всего два месяца, причем работала на Дону целая следственная бригада из Москвы.
Мать убитого спецназовца Валентина Алексеевна и адвокат Серенко все эти два года писали жалобы на необъективность следствия. Ведь было очевидно, что убить семью прекрасно обученного спецназовца не мог один человек, простой охранник. Наверняка, действовала банда. Но от этих «подозрений» МВД и Следком Ростовской области отмахивались.
И лишь когда внимание к этому резонансному делу привлек депутат Госдумы Александр Хинштейн, Генпрокуратура РФ отказалась утверждать обвинительное дело в отношении Серенко. Сейчас он отпущен, но обвинения против него сняли лишь недавно. После освобождения он женился на своей давней подруге, у них родился ребенок.
Но получил ли Алексей Серенко компенсацию? Расследованы ли его обвинения в пытках в адрес оперативников? Увы, неизвестно…
Между тем по обвинению еще в одном убийстве пенсионерки, в котором позднее призналась Инесса Тарвердиева, в следственном изоляторе долго оставались двое жителей Ставрополья – Антон Савченко и его дядя Роман Кузьминов.
«Я хороших ментов не встречала…»
Вообще вопросов к правоохранителям очень много. Первое убийство банда совершила еще в конце девяностых: был застрелен законный муж женщины, азербайджанец Арзу Тарвердиев, который работал охранником в районных электросетях. После этого Подкопаев, который был на 11 лет моложе Тарвердиевой, переселился к ней.
Однако никаких подозрений у сельских силовиков не возникло. Не интересовало их и то, и на какие деньги в центре Дивного выстроен этот жутковатый дом с четырехметровым забором.
С семьей остались жить две дочери – старшая, Виктория (бросившая после девятого класса школу и более ничем не занимавшаяся и нигде не учившаяся) и Настя (хоть и круглая отличница, но постоянно пропускавшая школу). Забегая вперед, скажем, что сейчас Анну определили в приют.
Промышляли бандиты и грабежами – орудовали в разных регионах: Ростовской области, Ставропольском крае и даже в Калмыкии. Сама Тарвердиева участвовала во Всероссийской переписи населения – ходила по чужим домам и приглядывалась к благосостоянию, выступая как наводчица банды. Причем некоторые семьи грабили и по нескольку раз – с промежутком в год-два…
Однажды семейка Тарвердиевых ограбила магазин, расположенный по соседству. В тот самый, куда иногда заходили, чтобы купить продукты или игрушки для Ани. Под покровом ночи вывезли товара на 150 тысяч рублей. Причем, как признавалась журналистам владелица магазина Ирина Кучерова, украли даже сущую мелочь вроде ниток мулине, бисера или копеечных открыток. Скорее всего, вместе с грабителями в магазин «наведывался» и ребенок.
Банда убила на территории Ростовской области четырех сотрудников вневедомственной охраны МВД, семью полковника Госнаркоконтроля Михаила Злыднева.
Но, пожалуй, одно из самых дерзких преступлений они совершили в сентябре 2012 года. Ночью неизвестные высадили камнем окно в стоматологической поликлинике. По вызову выехал полицейский наряд. Когда стражи порядка подъехали к зданию, из засады их машину расстреляли и забрали табельное оружие (в том числе автоматы Калашникова). Парням было 26 и 22 года…
«Да я ненавижу всех сотрудников полиции. Жалею, что мало их поубивала. Я хороших ментов не встречала. Им корочки дали, а они все взяточники», – дерзко заявила Инесса Тарвердиева, когда ее задерживали.
Насколько крутой была «крыша»
Задержать Тарвердиеву с сообщниками удалось совершенно случайно. В сентябре 2013 года в Аксае было совершено жуткое убийство: застрелили супружескую пару, из дома которой украли несколько бутылок спиртного и лоток с куриными ножками.
Все полицейские были подняты по плану «Вулкан», на дорогах выставили кордоны, стали досматривать пешеходные тропы. Двое молодых сержантов обнаружили в лесополосе подозрительную парочку – мужчина с женщиной садились на скутер. На просьбу предъявить документы они ответили шквальным огнем.
Был застрелен старший сержант Иван Шаховой, а его напарник Алексей Лагода тяжело ранен. Оказалось, что бандиты – это тот самый Роман Подкопаев (он был застрелен на месте) и его падчерица Виктория (ранена). Полицейским, ценою жизни и здоровья задержавшим жестоких убийц, присвоены ордена Мужества.
Вскоре после этого спецназовцы задержали Инессу Тарвердиеву, которая ждала родственников на берегу Дона в палатке о своей 13-летней дочерью Настей…
Следствие шло два года. Некоторые преступления банды еще предстоит доказать, по ним продолжает работать следственная бригада. Это, например, убийство крестницы Инессы Тарвердиевой (13-летней Леры Клочко) и 14-летней Тани Чередниченко. Девочек расстреляли из пистолета в сельском доме, куда они зашли переодеться перед походом на сельскую дискотеку. Из дома украли два охотничьих ружья, которые бандиты затем использовали в нападениях.
Зато установлены другие члены банды. Это бывший оперуполномоченный МВД, затем гаишник (ныне, естественно, уволен из внутренних органов) Сергей Синельник и его супруга Анастасия (родная сестра Романа Подкопаева). Они помогали сбывать краденое, а сам Синельник еще и содействовал бандитам в уходе от полицейских облав. На его приусадебном участке был найден подземный тайник, где в керамических вазах хранились украденные вещи, деньги и драгоценности.
…Как видно, это были вовсе не какие-то сельские хулиганы. Настоящая банда с наводчиками, прекрасно вооруженная и экипированная, постоянно тренировалась в меткости стрельбы, посещая тир.
И все равно поразительно, что на протяжении стольких лет лучшие следователи Ставрополья и Дона не могли вычислить Прокопенко с подельницами. А может, и вправду у них была «крыша» покруче, чем рядовой сотрудник ГИБДД? Но, скорее всего, общественность об этом никогда не узнает.
Антон Чаблин
Источник: kavpolit.com