Что даст Приднестровью возможный приход к власти в Молдавии пророссийских партий.
Накануне в Кишиневе на трое суток арестовали Владимира Филата, бывшего премьер-министра, лидера Либерально-демократической партии Молдавии (ЛДПМ). Арест был произведен Национальным центром по борьбе с коррупцией. Филат, лишившийся депутатской неприкосновенности, обвиняется в причастности к хищению и уводу в офшоры 1 млрд евро из банковской системы страны в ноябре 2014 года.
Хищение стало тяжелым ударом по имиджу Молдавии и ее политической и экономической стабильности. В хищениях обвинялись сами молдавские власти, Филат же считает себя «жертвой» системы. Его арест способен серьезным образом изменить расклад политических сил в стране, а досрочные парламентские выборы, которые теперь практически неизбежны, могут привести к приходу к власти пророссийских партий.
Экс-премьер, комментируя свой арест, сделал любопытное заявление: результаты прошедших год назад выборов в парламент «частично подтасованы». Благодаря этому ЛДПМ вошла в правящую коалицию «За европейскую интеграцию». Теперь же в коалиции произошел раскол, и ее будущее под вопросом. Филат предостерег Запад, что в случае досрочных выборов существует большая вероятность победы левых партий, выступающих против интеграции Молдавии с Евросоюзом.
В стране уже второй месяц продолжаются массовые акции протеста как прозападного толка, так и с участием левых партий. Представители последних — Партия социалистов Игоря Додона и «Наша партия» Ренато Усатого — ликуют по поводу ареста Филата, но продолжают добиваться отставки президента Николая Тимофти и досрочных выборов. Но арест — не уступка протестующим, а следствие внутренних разборок проевропейских молдавских политиков.
Пророссийские рейтинги
Действительно, рейтинг правящих евроориентированных партий Молдавии рекордно снижается, а рейтинг левых пророссийских сил, наоборот, растет. По данным сентябрьского опроса центра социологических исследований и маркетинга CBS-AXA, 90% жителей Молдавии не доверяют ни одному институту власти, а 87% считают, что страна движется в неверном направлении. Популярность правящих ЛДПМ, Демократической и либеральной партий находится на уровне 3,8%, 4,1% и 5,2% соответственно. За «Нашу партию» и Партию социалистов готовы отдать голоса 12,7% и 11,6% соответственно.
Директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов напоминает, что пророссийские партии могли прийти к власти в Молдавии еще осенью прошлого года, если бы действующая власть не отстранила от участия в выборах Ренато Усатого. Сегодня же для того, чтобы пророссийские партии могли реализовать свой потенциал, нужны внеочередные выборы в парламент, но арест Владимира Филата на это никак не влияет.
«Арест Филата — это разборки внутри правящей прозападной группы. Очевидно, что группа сейчас находится в тяжелом положении, потому что выигрышной стратегии у нее нет. Выходом из ситуации станет назначение внеочередных выборов, на которых у пророссийских партий действительно серьезные шансы», — поясняет Добромелов.
От сегодняшней ситуации в выигрыше оказался кишиневский олигарх, первый зампред Партии демократов Владимир Плахотнюк. Он давний партнер и одновременно давний соперник Филата, и его роль в молдавской политике очень велика. Добромелов соглашается, что версия о его причастности к случившемуся с Филатом вполне вероятна, но утверждать подобное со стопроцентной уверенностью нельзя. «Безусловно, повод ареста Филата — исключительно в сложной экономической ситуации внутри страны, хотя от этого она лучше не станет», — добавляет эксперт.
Агония власти
По словам ведущего научного сотрудника РИСИ Василия Каширина, ситуация, которую сейчас можно наблюдать в Молдавии, это агония правительственного «Альянса за европейскую интеграцию». Процесс продолжался довольно долго, и вот чаша терпения переполнилась, начались скандалы, аресты, снятия депутатской неприкосновенности.
«Однако люди, контролирующие „Альянс за европейскую интеграцию”, прежде всего Владимир Плахотнюк, надеются на то, что досрочных выборов удастся избежать, в том числе путем принесения „ритуальных жертв” в виде Филата. Но Филат и его партия занимают слишком важное место в правящей коалиции, и, скорее всего, с его арестом альянс не сохранится. Поэтому придется или организовать новую правящую коалицию без проведения досрочных выборов, или все-таки их проводить», — полагает эксперт.
По словам Каширина, этот вариант для прозападных сил и их покровителей самый неблагоприятный, потому что в этом случае с точки зрения и политологии, и социологии победу одержат пророссийские и проевразийские партии, прежде всего партия Игоря Додона и партия Ренато Усатого. Поэтому мы будем наблюдать попытки проевропейских сил добиться того, чтобы досрочных выборов не было.
«Взамен они станут предлагать сформировать некую левоцентристскую коалицию с участием в том числе и Демократической партии Плахотнюка, партии Владимира Воронина, но без партии Ренато Усатого, не представленной в парламенте. Будет навязываться вариант фиктивной пророссийской коалиции без проведения выборов, что является абсолютно нежелательным сценарием», — прогнозирует Василий Каширин
Реинтеграция Приднестровья
Ситуация внутри Молдавии волнует российскую сторону еще и потому, что она оказывает влияние на жизнь Приднестровской Молдавской Республики. Безусловно, если в Кишиневе произойдет смена власти и проворовавшийся прозападный режим падет, ослабнет экономическая блокада ПМР, не будет политических репрессий против действующих представителей приднестровской власти. В каком-то плане ПМР сможет вздохнуть свободно, но один, самый главный вопрос остается нерешенным: вопрос о международном статусе Приднестровья.
Василий Каширин высказывает предположение: если в Кишиневе к власти придут пророссийские силы, они будут усиленно добиваться в качестве ответного вознаграждения за пророссийский курс пресловутой реинтеграции (воссоединения) Республики Молдова, причем, скорее, на условиях, выгодных им.
«При любом режиме, любом составе власти — пророссийском или прозападном — модель государства Молдавия останется этнократической, подразумевающей господство молдавской нации, молдавского языка как единственного государственного. Эта модель подразумевает, что Приднестровье должно быть поглощено, ликвидировано как самостоятельный субъект. Поэтому для Приднестровья приход пророссийских сил к власти в Молдавии опаснее, чем нахождение у власти прозападных оголтелых политиков, как это ни парадоксально звучит», — подчеркивает эксперт.
Левые молдавские партии выступают за ориентацию на Россию, выражают интересы значительного большинства жителей Молдавии, которые связаны с РФ экономически и социально, экспортируют в нашу страну свою сельхозпродукцию. Левые лидеры хорошо известны в Москве, где их считают партнерами. Но нужно понимать, что в первую очередь это молдавские партии, хотя и ориентированные на РФ, и они на словах и на деле преследуют интересы Молдавии, в частности восстановление территориальной целостности страны в границах от 1 января 1990 года, включая всю ПМР. Речь идет об исполнении закона 2005 года об унитарном статусе Республики Молдова. Возможен и вариант меморандума Дмитрия Козака 2003 года в плане решения приднестровского конфликта через федерализацию Молдавии.
Нужно понимать, что в Молдавии нет ни одной политической силы, которая говорила бы о том, что нужно отказаться от Приднестровья. Крайние прорумынские партии, сторонники объединения Румынии и Приднестровья, выступают даже за румынизацию ПМР. С другой стороны, некоторые румынионисты осознают, что ПМР — это груз, мешающий Молдавии отправиться в Румынию и на Запад, поэтому многие желали бы избавиться от этого абсолютно русского региона. Но в самой Молдавии никто вслух об этом не говорит, такие мысли допускают лишь влиятельные румынские аналитики.
Если Молдавия будет двигаться в ЕС, ей придется смириться с утратой ПМР. На пророссийском же направлении возникнет вопрос о реинтеграции Приднестровья. Ключевой интерес Москвы в регионе заключается в том, чтобы найти золотую середину между сохранением Молдавии в орбите своего влияния и независимой жизнью Приднестровья.
Источник: asbest-grin.ru