Еще отец российской космонавтики академик Сергей Королев определил это место на юге Приамурья как самое подходящее для запуска ракет. Во времена гонки вооружений здесь построили военный городок Свободный-18 (“закрытое административно-территориальное образование Углегорск”), в котором базировалась 27-я Краснознаменная дальневосточная дивизия ракетных войск стратегического назначения. 60 межконтинентальных ракет РС-10 с ядерными боеголовками были готовы превратить в ядерный пепел Тихоокеанское побережье страны-супостата.
После распада СССР, уже в России, в этих краях недолгое время действовал космодром Свободный, с которого было произведено пять запусков твердотопливных ракет “Старт-1”, с мобильных стартовых площадок. Секретный указ о создании национального космодрома гражданского назначения Восточный был подписан президентом России В.Путиным в ноябре 2007 года. Строительство началась в 2010 году, пуск первой ракеты наметили к 30 ноября 2015 года.
При обсуждении строительства нового космодрома местные “зеленые” высказывали опасения по поводу вероятности применения ракет-носителей “Протон-М” на сверхтоксичном гептиловом топливе. Что, по их мнению, угрожало экологии региона загрязнением из-за возможных нештатных ситуаций на космодроме. Государственные экологи успокаивали население “железобетонным” доводом: “От учебных запусков гептиловых ракет РС-10, о которых вы и знать не знали, вреда природе и людям не было”. Но напуганное население не верило в искренность чиновников от космоса, и в Приамурье, из-за страха перед космодромом, наметилась было тенденция к оттоку жителей в другие области и края.
Российские власти прислушались к мнению дальневосточников, а может быть, посмотрели в перспективу космической отрасли. Так или иначе, но было заявлено, что на космодроме Восточный будут использоваться ракеты-носители нового поколения, с двигателями на керосине. Экологически чистая ракета “Союз-2” вскоре действительно была создана. Использование керосина в ракетных двигателях, безусловно, сведет почти к нулю вредное воздействие от запусков на здоровье персонала космодрома и жителей прилегающей территории. Но не до такой же степени, как это пытались внушить проправительственные газеты, одна из которых даже напечатала заметку под заголовком “Космодром полезен для здоровья” с ключевой фразой: “По степени вреда космодром может конкурировать разве что с бабушкиной керосиновой лампой”. Как-то упускалось из вида, что несколько тонн гептила, как и прежде, будет применяться в двигателях разгонного блока “Волга”.
Разгонный блок предназначен для маневрирования и корректировки космического корабля на орбите. Экологи Роскосмоса говорят, что сжигание гептила за пределами земной атмосферы совершенно безопасно, и в этом они правы. Но кто может стопроцентно исключить возможность пролива гептила на землю до выхода ракеты в космос?
Вероятность технических сбоев, приводящих к авариям в космонавтике – жертвенная дань человечества за освоение космоса. При российском разгильдяйстве вероятность космических аварий, вызванных человеческим фактором, возрастает. Наглядный пример тому – падение ракеты-носителя “Протон-М” на космодроме Байконур 2 июля 2013 года. Вывод Госкомиссии, расследовавшей причину этой аварии, гласит, что “три датчика угловой скорости были установлены так, что верх воспринимали как низ, и наоборот. Именно команды с этих датчиков упорно разворачивали стартовавшую ракету головой к земле”. Она и рухнула оземь, едва взлетев. Конструкция датчиков не позволяет установить их неправильно. В инженерной практике это называетсяfoolproof (“защита от дурака”). Например, сим-карту нельзя вставить в слот неправильно из-за срезанного уголка. Но рабочий-монтажник с интеллектом дятла, когда датчики не входили свободно в разъемы, взял да и вбил их туда молотком.
Кто занят на строительстве Восточного? По словам местных полицейских, “почти треть рабочих составляют мигранты, приехавшие на стройку за длинным рублем, и бывшие осужденные, которым некуда податься”. Только в 2014 году полиция задержала 192 подозреваемых в совершении преступлений на “стройке века”. Вот несколько сообщений со строительства Восточного.
Вахтовика с космодрома, направлявшегося на работу, задержала транспортная полиция со 169 граммами гашишного масла.
Сотрудники наркоконтроля задержали плотника-бетонщика, приехавшего на космодром, с 50 разовыми дозами героина, сам он при этом находился в состоянии наркотического опьянения.
Рабочие космодрома, числом около ста, отмечали свадьбу своих коллег. Молодая вышла на улицу покурить, повздорила с комендантом общежития, и пришедший на помощь супруг забил того до смерти. Это уже третье убийство по пьянке на космодроме за год.
На космодроме воровали – каждый в меру своих сил и возможностей. Гастарбайтеры тащили со стройки и друг у друга все, что плохо лежит: мешки со шпаклевкой и цементом, гвозди, компьютеры, мобильные телефоны. Как-то раз угнали со стройки грузовик, набросали в него 5 тонн стальной арматуры и вывезли в город Свободный, чтобы сдать в пункт приема металлолома.
“Тихоокеанская мостостроительная компания” средства, отпущенные на строительство объектов космодрома, тратила на покупку дорогих яхт, возведение базы отдыха на озере Ханка, покупку квартир и строительство трехэтажного особняка для своего бывшего руководителя Виктора Гребнева. Гребнев, по версии следствия, занимая должность генерального директора ЗАО “ТМК”, своими действиями нанес ущерб предприятию более чем на 411 миллионов рублей.
Доведенные до отчаяния строители “Тихоокеанской моcтостроительной компании” провели митинг в городе Уссурийске, потребовав погашения долга по зарплате за четыре месяца, а на космодроме написали белой краской на крышах своих времянок: “Уважаемый Путин В.В.! Хотим работать. 4 месяца без зарплаты. Спаси рабочих”. Заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин погрозил казнокрадам: “Голову оторву тем, кто украдет хоть рубль на космодроме Восточный. Те, кто украдет, будут сидеть, я обещаю”.
Забастовки из-за задержек зарплаты в компаниях-субподрядчиках Спецстроя России – одна из причин отставания от графика строительства космодрома, наряду с задержками проектно-сметной документации и недостатком рабочей силы. По фактам хищений при строительстве возбуждены 20 уголовных дел. Глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила, что, по ее оценке, стоимость строительства инфраструктуры Восточного завышена более чем на 13 миллиардов рублей. Материалы переданы в Следственный комитет РФ.
И вот состоялся визит на космодром Восточный президента России Владимира Путина, в ходе которого, как ожидалось, станет понятно, состоится ли первый запуск, как и планировалось, в конце ноября 2015 года. Вот цитата из сообщения “Интерфакса”:
“Настраивайтесь на первые пуски в 2016 году, весной, если сделаете это к Дню космонавтики, то – хорошо. Если нет, то штурмовщина не нужна”, – заявил Путин на совещании на космодроме “Восточный”. Российский лидер подчеркнул, что “космическая деятельность – не та сфера, где нужны штурмовщина и сверхусилия, здесь нужна ритмичная работа и качество”. При этом глава государства попросил вице-премьера Дмитрия Рогозина назвать сроки пусков в будущем году. “К середине апреля сделаем”, – сказал Рогозин. При этом президент РФ назвал необязательным стремиться успеть именно к этому сроку”.
Теперь будет уместно вспомнить о самом трагическом дне советской космонавтики – 24 октября 1960 года, когда на космодроме Байконур произошла крупнейшая катастрофа. Из-за боязни ответственности за срыв старта первой советской ракеты дальнего радиуса действия Р-16 поторопились: в гептиловом пламени заживо сгорели около ста человек. Дело было так. Председатель Государственной комиссии по испытаниям ракеты, маршал артиллерии Митрофан Неделин отдал приказ об устранении неисправности, обнаруженной перед пуском. Случайное включение на земле маршевого двигателя привело к взрыву ракеты с полными баками горючего. При этом сам маршал Неделин, понимая, что грубо нарушает инструкцию по технике безопасности, оставался на стартовой площадке вместе с обслуживающим персоналом космодрома.
Вот во что вылилось холуйское желание угодить первому секретарю ЦК КПСС в преддверии очередной годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции.
Евгений Гончаров
Источник: svoboda.org