Как Беларусь поддерживает режимы Прибалтики

Как Беларусь поддерживает режимы Прибалтики

Пока в российском Калининграде строят утопические планы по созданию порта-хаба для увеличения объёмов перевалки белорусских грузов, официальный Минск всё активнее укрепляет сотрудничество с Литвой и Латвией, порты которых конкурируют за транзит с российскими гаванями Балтийского бассейна

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в 2012 году заявил о намерении белорусской стороны перенаправить грузопотоки с Прибалтики на порты Ленинградской области и Калининграда. Сейчас ясно, что это был всего лишь политический ход. На деле белорусы продолжают расширять связи с прибалтийскими портами. Такой подход белорусскому бизнесу диктует здоровый прагматизм и тарифная политика РЖД: везти груз из Белоруссии до Прибалтики ближе, чем до российских морских гаваней, а, следовательно, дешевле.

Литва

Через Литву Белоруссия отгружает на экспорт нефтепродуктыкалийные и азотные удобрения. Доля белорусского грузопотока в общей структуре перевалки через Клайпедский порт составляет около 35%. Белорусское госпредприятие «Беларуськалий» (один из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире — прим. ИА REGNUM ), по данным СМИ, отгружает на экспорт около 90% своей продукции через Клайпеду. В 2013 году «Беларуськалий» приобрел 30% терминала сухих насыпных грузов в литовском порту. Сумма сделки составила 30 млн долларов.

Сентябрь 2015 года в Клайпеде стал «золотым» благодаря возросшему грузопотоку из Белоруссии. На литовском предприятии был зафиксирован лучший за всю его историю сентябрьский результат. За указанный месяц через порт было перевалено 3,54 млн тонн грузов, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Именно белорусские нефтеналивные грузы обеспечили резкий рост грузооборота Клайпеды — перевалка жидких грузов увеличилась на 21,8% до 639,8 тыс. тонн.

В условиях сокращения грузопотока из России (для Литвы гораздо менее критичного, чем для Латвии) прибалтийские государства всячески стараются продемонстрировать, что белорусским грузам они крайне рады. Литва и Латвия соревнуются между собой, предлагая белорусам самые выгодные условия.

Так, литовцы активно готовят свою портовую инфраструктуру к увеличению перевалки белорусских грузов. В августе стало известно, что литовская компания Klaipėdos nafta инвестирует около 9,5 млн евро в расширение мощностей нефтяного терминала в Клайпеде. Планируется расширить парк светлых нефтепродуктов и построить хранилища объемом до 20,6 тыс. кубометров. Таким образом, компания обретет конкурентное преимущество над соседними терминалами в Балтийском регионе и укрепит сотрудничество с белорусскими НПЗ, убеждены в Klaipėdos nafta.

Напомним, что в рамках своего визита 5−6 марта 2015 года в Литву замминистра иностранных Белоруссии Александр Гурьянов посетил предприятие Klaipėdos nafta. В этом же месяце стало известно, что Klaipėdos nafta и «Белорусская нефтяная компания» после долгого времени возобновили долгосрочное сотрудничество и подписали договор о перегрузке темных нефтепродуктов в Klaipėdos nafta. Теперь БНК будет переваливать мазут через нефтетерминал в Клайпедском порту. Сегодня через Klaipėdos Nafta белорусская компания перегружает бензин и дизельное топливо. «Мы ведем переговоры об увеличении грузов светлых нефтепродуктов, поскольку БНК в настоящее время напрямую владеет основной частью нефти, перерабатываемой Белорусским нефтеперерабатывающим заводом, и производимых из нее нефтепродуктов», — рассказывал генеральный директор терминала АО Klaipėdos nafta Мантас Бартушка.

Сегодня дружба Белоруссии и Литвы крепнет на глазах. Стоит отметить, что сотрудничество между странами в области транспорта и логистики поддерживается на самом высоком уровне. Так, в июне этого высокопоставленные лица Белоруссии посетили литовский Мариямполе, где состоялся XI Белорусско-Литовский Экономический Форум. В мероприятии приняли участие более 230 представителей бизнеса и органов госуправления двух стран. По данным посольства Белоруссии в Литве, в состав белорусской делегации под руководством министра экономики страны Владимира Зиновского вошли: первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Евгений Рогачев, заместитель министра иностранных дел Александр Гурьянов, чрезвычайный и полномочный посол Белоруссии в Литве Александр Король, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Михаил Мятликов, директор Национального агентства инвестиций и приватизации Наталья Никандрова, а таже представители администраций Минской, Витебской, Гродненской, Могилевской областей. Литовскую делегацию возглавил министр хозяйства страны Эвалдас Густас.

Основной тематикой форума стало торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество Белоруссии и Литвы. Отдельная секция на форуме была посвящена сотрудничеству в сфере транспорта и логистики.

Стоит также отметить, что прибалты крайне серьезно отнеслись к Белорусской транспортной неделе, которая проходила 6 по 8 октября в Минске. Литовскую делегацию на мероприятии возглавлял министр транспорта и коммуникаций страны Римантас Синкявичюс, латвийскую — министр сообщений Анрийс Матисс. Российский министр транспорта, равно как и его замы, белорусский форум проигнорировали.

В рамках транспортной недели в Минске прошёл литовско-белорусский форум транспорта и логистики, на котором литовские транспортники представили белорусской стороне возможности для двустороннего сотрудничества в транзитной сфере.

Прозвучавшие на форуме слова министра сообщения Литвы Римантаса Синкявичюса о том, что транспортный сектор — один из основных факторов развития экономического и торгового сотрудничества двух стран, подтверждаются статистикой. За первые 6 месяцев текущего года объём перевезённых белорусских грузов в Литву составил 10,3 млн тонн, что на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В сегменте транзитных грузов фиксируется рост на 8,6% до 6,9 млн тонн.

Необходимо напомнить, что президент Литвы максимально враждебно настроена к союзнику Белоруссии — России и не раз заявляла, что считает Россию террористическим государством.

Латвия

Для Латвии Белоруссия — второй по важности «транзитный» партнёр. В недавнем интервью латвийскому порталу Delfi министр сообщений Латвии Анрийс Матисс отметил, что белорусские грузы составляют 10−12% от общего грузооборота, тогда как российские — 76%, казахстанские — 3−4%.

Латвия активно включилась в битву за белорусские грузы, о чём не устают заявлять власти страны. Заманивать белорусов планируют выгодными тарифами на железной дороге, современной логистикой и высоким качеством услуг. В Рижском порту готовы создать все условия для приёма белорусских нефтепродуктов, модернизировать и расширить имеющиеся перевалочные мощности.

В министерстве сообщений Латвии признают, что пока что страна проигрывает Литве в борьбе за грузы из Белоруссии. Между тем, грузооборот крупнейшего в стране Рижского порта за 9 месяцев этого года сократился на 0,05% и составил 30,0 млн тонн. У местных властей в силу геополитической обстановки нет определённости относительно будущего российского нефтяного транзита в Латвии. Тем более что ранее российская компания «Транснефть» заявила о своих планах по переводу нефтепродуктов из латвийских портов Вентспилс и Рига на отечественные морские гавани Новороссийск, Усть-Луга и Приморск. В этих условиях Латвия возлагает на белорусский грузопоток большие надежды, и они вовсе не безосновательны.

Во-первых, в октябре 2014 года в ходе круглого стола «Белорусско-латвийское взаимодействие в области транспортной логистики» между государствами были подписаны три документа о сотрудничестве.

Как уточнили в пресс-службе транспорта и коммуникаций Белоруссии, это меморандум о взаимопонимании между министерством транспорта и коммуникаций Белоруссии и «Государственными дорогами Латвии» в отношении сотрудничества в области дорожной деятельности, меморандум о сотрудничестве между белорусской Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» с Латвийской логистической ассоциацией, а также соглашение о взаимодействии и сотрудничестве белорусской Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» и Ассоциацией автомобильных перевозчиков «Latvijas Auto».

Во-вторых, в конце прошлого года был подписан меморандум о взаимопонимании между министерством сообщения Латвии и министерством иностранных дел Белоруссии о сотрудничестве в области транспорта и транзита грузов. Как отмечает белорусский портал TUT. BY, реализация документа позволит на взаимовыгодной основе увеличить объемы перевалки белорусских грузов, в основном жидких, по латвийской железной дороге и через Рижский свободный порт. «Латвийская сторона возлагает большие надежды на реализацию этого меморандума. Мы, со своей стороны, сделали все от нас зависящее. В частности, дали свои гарантии по [тарифам] Латвийской железной дороги», — отмечал в комментарии изданию госсекретарь министерства сообщения Латвии Каспарс Озолиньш.

Третий — и самый важный — документ был подписан между государственным белорусским госпредприятием ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) и латвийской компанией SIA Woodison Terminal в мае этого года на бизнес-форуме Восточного партнерства, который проходил в Риге. Договор о намерениях предусматривает покупку белорусской стороной терминала для перевалки жидких грузов в Рижском свободном порту. Таким образом, Латвия получит гарантированную грузовую базу, а белорусский экспортёр сэкономит на отгрузке своей продукции. Через Ригу будут переваливаться нефтепродукты с Полоцкого завода в Белоруссии. На транспортной неделе в Минске министр сообщений Латвии Анрийс Матисс встретился со своим белорусским коллегой Анатолием Сиваком и заявил, что доволен тем, как развивается проект белорусского нефтепродуктового терминала в Рижском порту, пишут латвийские СМИ.

Напомним, что акционерами ЗАО «Белорусская нефтяная компания» являются крупнейшие в Белоруссии предприятия, занимающиеся нефтедобычей и нефтепереработкой. БНК специализируется на оптовой закупке нефти, ее переработке на двух белорусских НПЗ (в Мозыре и Новополоцке), а также экспорте нефтепродуктов. Как указывается в сообщении компании, на текущий момент БНК ежемесячно экспортирует до 1 млн тонн нефтепродуктов. Латвийская компания SIA Woodison Terminal оказывает услуги по приему нефтепродуктов (дизельное топливо различных марок, керосины и другие светлые нефтепродукты), поступающих на терминал в Рижском Свободном порту по железной дороге в вагоно-цистернах и на танкерах (импорт) для дальнейшей отправки на экспорт.

Важность сотрудничества между двумя странами в транзитной сфере обсуждалась также на встрече президента Латвии Раймонда Вейониса с белорусским лидером Александром Лукашенко в конце сентября в США, где главы государств принимали участие в генеральной ассамблее ООН. После двусторонних переговоров Вейонис в интервью латвийским СМИ отметил, что ЕС должен решить, «продолжать ли и в какой мере экономические санкции против Белоруссии, которая предприняла ряд шагов для содействия диалогу с Украиной, а также приняла меры по соблюдению прав человека». «Возможно, ЕС должен стать более гибким в отношениях с Белоруссией», — цитировал латвийского президента местный портал Rus.tvnet.lv.

12 октября стало известно о решении ЕС снять санкции с президента Белоруссии Александра Лукашенко, а также с некоторых белорусских чиновников и предприятий до февраля 2016 года.

Для справки:

В 2014 году объем взаимной торговли товарами между Литвой и Белоруссией составил 1,4 млрд долларов США (91,4 процента к 2013 году), белорусский экспорт — 1,0 млрд долларов (97,1 процента), импорт — 0,4 млрд долларов (78,3 процента). Товарооборот между Латвией и Белоруссией в 2014 году составил 654 млн долларов США, оборот услуг — 194 млн долларов США. За 12 месяцев прошлого года объемы грузоперевозок в сообщении Белоруссия — Латвия достиг 30,1 млн тонн.

 

Алёна Зеленина

Источник: regnum.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий