Ислам глазами немцев

Ислам глазами немцев

В этом году, по разным прогнозам, в ФРГ прибудет более миллиона беженцев. Большинство из них мусульмане. Как воспринимают их в немецком обществе? Изменится ли это восприятие?

Хотите пастораль? Вот деревенька Зумте в федеральной земле Нижняя Саксония. Десяток старинных фахверковых домов, поля да грядки. Около сотни жителей. И вдруг она оказывается в центре внимания всех СМИ. Здесь решено поселить в пустующем административном здании около тысячи беженцев – по десять человек на одного местного жителя. Что будет с пожарной охраной, с вывозом мусора, с канализацией, спрашивают жители на встрече с бургомистром. А еще они боятся. “Это же мусульмане, они наверняка нас ненавидят”, – говорит одна из женщин в зале.

Невежество и предрассудки

Недоверие к мусульманам пронизывает все слои общества, хотя его уровень – разный. Откуда оно берется? Публицист Хола Марьям Хюбш (Khola Maryam Hübsch) на интернет-портале Qantara – это по-арабски “Мост” – пишет: “Этот страх, подогреваемый политической риторикой, прежде всего продукт невежества и предрассудков. История показывает, что проекция нерешенных проблем в обществе на мнимую угрозу религиозных меньшинств – прием далеко не новый”.

Нерешенных проблем в немецком обществе действительно хватает. Одна из них – требования мусульманских меньшинств. О них пишет Хайнц Бушковски (Heinz Buschkowsky), в прошлом – бургомистр берлинского района Нойкёльн. Там в 2014 году насчитывалось 320 тысяч жителей, из них 135 тысяч – мигранты в первом или втором поколении. Проблем хватало. Например, родители-мусульмане требовали запретить учителям и воспитательницам в детских садах есть бутерброды с ветчиной или свиной колбасой: мол, они могут осквернить детей прикосновением.

Приток беженцев-мусульман изменит и внешний облик Германии

В Нойкёльне каждые два года снова и снова звучит требование разрешить традиционный публичный призыв муэдзина к молитве. А вот в городке Гладбек это уже стало реальностью. Каждый день, за исключением христианских праздников, муэдзин с минарета оповещает весь город: “Аллах акбар!”

Религия – личное дело каждого

На протяжении последних десятилетий в Германии действует негласное правило: религия – дело сугубо личное. Кто не хочет, не обязан интересоваться ею. Католики и протестанты ходят в церковь, но активно обращать окружающих в свою веру не пытаются. В больших городах многие даже не интересуются, веруют их друзья и коллеги или нет. А 27 миллионов граждан – более трети населения Германии – и вовсе не относят себя ни к какой конфессии. Не удивительно поэтому, что многие не знают – да и не стремятся – разбираться, в чем отличия между шиитами и суннитами, ваххабитами, салафитами и алавитами.

Недавно институт изучения общественного мнения Allensbach провел репрезентативный опрос на тему “Является ли ислам частью Германии?” Его результаты: 63 процента опрошенных ответили “нет”, 22 процента считают, что ислам стал составной частью, 15 процентов так и не определились.

Ислам и плюрализм

Один из самых известных в мире экспертов по исламу француз Оливье Рой считает, что ислам и не пытается господствовать над другими религиями. Напротив, претендуя на официальное признание, он перенимает правила игры мультикультурных западных обществ. “Меньшинство, которое добивается признания собственных ценностей, признает плюрализм ценностей и религиозных убеждений”, – уверен Рой.

Поэтому его рекомендация – не форсировать интеграцию. И не субсидировать развитие некоего “мирского” или “либерального” ислама. Вместо этого следует предоставить разноликому исламу свободу для развития, но при этом настаивать на соблюдении законов и жизненных принципов страны проживания.

Резкий рост числа мусульман в стране приведет и к изменению внешнего облика улиц и городов в Германии. Это нормально в иммиграционной стране, считает эксперт в области социологии религии, специалист по исламу Рауф Чейлан. “Решающий фактор – высокая степень толерантности со всех сторон, чтобы общество выдержало культурные и религиозные различия”, – подчеркивает он.

Источник: dw.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий