Объединение коренным образом отличается от существующих союзов и блоков
В свете событий последних полутора десятков лет (особенно после волны «цветных» революций на Ближнем Востоке, событий на Украине и в Сирии) становится вполне очевидным, что существовавший до сегодняшнего дня мировой порядок, а вместе с ним и его основные нормы и правила, подвергаются ревизии со стороны узкого круга субъектов мирового сообщества. Основным ориентиром пересмотра основополагающих постулатов современного мироустройства является закрепление модели «монополярности», предусматривающей, в том числе жесткий диктат набора ценностей пригодных для применения в «демократических» обществах.
Четкая альтернативная концепция, которая могла бы составить конкуренцию навязываемым ценностям, пока окончательно не сформирована. Определенные попытки в этом направлении делаются в рамках БРИКС.
В ходе саммитов межгосударственного объединения БРИКС серьезное внимание уделяется институциональному оформлению Организации, включая политическую, экономическую и финансовую составляющие. Речь, прежде всего, идет о Банке развития БРИКС, Пуле условных валютных резервов, механизме реализации совместных проектов и т.п. Вместе с тем в ходе дискуссий и публичных выступлений официальных представителей стран-членов ничего не говорится об идеологии Объединения, однако основа для ее формирования уже закладывается.
В институционально оформленных организациях, таких как НАТО, ООН, их функционирование жестко регламентируют идеологические постулаты (по иной, более модной терминологии – «нормы и принципы»), закрепленные напрямую или косвенно в официальных документах. В неинституциональных объединениях, каковым пока является БРИКС, устанавливаемые там принципы и нормы, еще не могут считаться полноценной идеологией. В данном случае целесообразнее говорить о метаидеологии, базирующейся на системе ценностей и предполагающей больший простор для дискуссий, а также необходимой корректировки тех или иных положений. Именно гибкость, открытость и динамичность можно считать конкурентным преимуществом и отличительной чертой БРИКС.
Одной из ключевых объективных причин формирования не идеологической, а пока метаидеологической основы этого объединения государств представляются последствия разрушения биполярного мирового устройства. Дело даже не в том, насколько адекватны современным реалиям основополагающие принципы и правила, распространяемые руководящим центром (Вашингтоном), а в их трактовке в зависимости от интересов Запада. Последние полтора десятилетия изобилуют конкретными примерами, наглядно демонстрирующими, как путем нехитрых манипуляций ведущие западные державы попирают основополагающие принципы международных отношений (невмешательство во внутренние дела государств, неприменение силы и угрозы силой, разрешение споров мирными средствами и т.п.).
Именно поэтому страны БРИКС начали последовательно формулировать наиболее значимые идеологемы и их трактовки. Они уже заложены в основополагающих документах Организации (декларациях, принимаемых по итогам саммитов). В частности, в последних декларациях (Форталезской и Уфимской) закрепляются следующие базовые идеологемы Объединения:
Формат БРИКС уникален не только составом, но и тем, что, несмотря на свой неинституциональный статус, лидерам Объединения удалось найти общие стратегические интересы и построить взаимодействие на принципах равноправия. Данный подход, учитывающий мнение и позицию каждой из сторон, на примере БРИКС демонстрирует свою эффективность. Именно равноправие позволяет Объединению, невзирая на существующие трудности и противоречия, вести диалог и добиваться практического результата. Примером тому может служить создание Нового банка развития и Пула валютных резервов в качестве конкурента МВФ.
Немаловажно понимание суверенитета как высшей ценности среди стран БРИКС. Существующая тенденция размывания суверенитета и всей Вестфальской системы международных отношений неприемлема для стран –членов Объединения. Действия Соединенных Штатов в период правления Дж. Буша – мл. и неоконсервативной администрации в наибольшей степени актуализировали вопросы государственного суверенитета в XXI веке. Появление организации, чья деятельность основана на безусловном уважении национального суверенитета, является важным фактором, который будет способствовать дальнейшему углублению кооперации в рамках Объединения.
Существует мнение, что БРИКС представляет собой бесперспективную организацию в связи с существенными различиями стран-членов. Однако, как известно, целью создания этого Объединения не была унификация по тому или иному образцу. Именно наличие схожих долгосрочных стратегических интересов способствовало укреплению формата БРИКС, чего нельзя добиться без уважения идентичности партнеров. Различия между государствами, входящими в состав Организации, являются конкурентным преимуществом, которое необходимо использовать. Важно уделить особое внимание научно-техническому и культурному потенциалу сотрудничества между этими странами, однако при отсутствии должного информационного обеспечения, понимания культурных и цивилизационных особенностей друг друга подобное взаимодействие будет крайне затруднено.
Уникальность БРИКС заключается в том, что для успешного выполнения поставленных задач удалось найти консенсус между странами, чье совместное сотрудничество ставилось под большое сомнение. Примером могут служить взаимоотношения между Индией и Китаем. Понимание общей заинтересованности в изменении принципов глобального управления, в первую очередь в финансовой сфере, положило начало формату БРИКС. Важно понимать, что изначальная ориентация на достижение долгосрочных целей, умение находить консенсус, а также уважение суверенитета и специфики партнеров – все это является залогом выработки эффективного способа решения целого спектра международных проблем.
Важный принцип деятельности БРИКС – приверженность мирным способам решения проблем и достижения целей. Отказ от конфронтации рассматривается не только как идеологическая установка, но и как выгодный стратегический маневр. Следует подчеркнуть, что БРИКС не является агрессивным противовесом НАТО или США. Страны – члены Объединения, позиционируя себя в качестве зоны вне американского влияния, не призывают к антиамериканизму, но обозначают существование принципиально иной формы международных отношений.
Такое позиционирование БРИКС открывает перспективы расширения сотрудничества с другими развивающимися и развитыми странами, а приверженность государств – членов Объединения вышеизложенным принципам будет служить залогом жизнеспособности данного формата.
Еще одним важным принципом, претендующим на роль мощного идеологического постулата БРИКС, является межцивилизационный диалог. Фактически, произошел раскол между цивилизациями: уходящими, с одной стороны (северо-американской, западно-европейской, восточно-европейской, японской), и восходящими (китайская, индийская евразийская, мусульманская, буддийская, африканская), с другой. БРИКС становится новым полюсом, вокруг которого концентрируются все прогрессивные силы.
В этом плане диалог между пятью различными цивилизациями БРИКС коренным образом отличается от остальных существующих союзов и блоков. Ценности межцивилизационного диалога пока не нашли должного отражения в документах Объединения. Однако, как представляется, именно такого рода взаимная кооперация систем ценностей, философий, религий и системно-упорядоченных взглядов может стать прочным фундаментом для дальнейшего формирования идеологической основы БРИКС.
Дмитрий Бурых
Источник: riss.ru