После того как в Китае лопнул инвестиционный пузырь, все, начиная от консалтинговой компании McKinsey до Тэда Вана, бывшего трейдера Goldman Sachs, выразили надежду, что теперь на сцену выйдет китайский потребитель и спасёт ситуацию.
Недавно Goldman Sachs поднял эту тему и привёл некоторые любопытные факты.
Например, из 770 миллионов трудоспособных китайцев только 2% зарабатывают достаточно, чтобы оплатить налог на доходы, и только 11% могут считаться средним классом.
Правда, Goldman Sachs всё равно видит здесь потенциал, а не признак того, что в этой стране что-то не в порядке, как, например, считает Гордон Чан, автор книги «Грядущее падение Китая».
Гордон Чан: «Когда система больше неспособна приносить людям процветание, когда у страны серьёзные экономические проблемы, я думаю, что народ однажды скажет: „С меня хватит“».
Разумеется, в Китае есть люди, которые зарабатывают достаточно, чтобы тратить и выплачивать подоходные налоги.
Goldman Sachs делит их на несколько категорий:
· 1,4 миллиона китайцев зарабатывают свыше $500 тысяч (богатые)
· 146 миллионов зарабатывает $11 733 (средний класс)
· 236 миллионов зарабатывает $5 858 (городские рабочие, «синие воротнички»)
· 387 миллионов зарабатывает $2 тысячи (бедные крестьяне)
С такой статистикой неудивительно, что Китай входит в число стран с худшим показателем неравенства доходов по коэффициенту Джини. И вам не кажется странным, что в стране, прошедшей через самую быструю промышленную революцию, большая часть населения по-прежнему занята в сельском хозяйстве?
Однако давайте изучим мнение Goldman и посмотрим на скрывающийся потенциал. Расходы китайских потребителей можно разделить на семь разных категорий:
Семь категорий расходов китайского потребителя. Фото: Goldman Sachs
С ростом доходов (правда, неизвестно, произойдёт ли это), потребители будут инвестировать свои средства в более дорогостоящие сферы, например, товары и услуги для комфорта и развлечения.
Возможно также, что китайцы захотят избавиться от вредных привычек и начать правильно питаться, поскольку в Китае за последнее десятилетие выросло количество страдающих ожирением.
Свыше половины молодых китайцев в городах тратят на трёхразовое питание меньше $5 и носят дешёвые джинсы за $6. Но в докладе даётся ответ, почему китайский потребитель способен изменить ситуацию в экономике:
«Лишь 11% китайского населения относится к среднему классу. Рост китайского среднего класса способен оказать влияние на мировую экономику. Это откроет огромные возможности в индустрии развлечений, общественного питания, технологий и других секторов».
Но, учитывая замедление экономики и многочисленные долги китайских компаний, возникает главный вопрос: «А где китайские потребители будут брать деньги?»
Источник: epochtimes.ru