Конституционный суд РФ обязал региональные власти выделять муниципалитетам деньги на уборку бесхозных свалок или заниматься этим в рамках собственных полномочий. Соответствующее постановление опубликовано вчера на официальном сайте ведомства.
Поводом к рассмотрению вопроса послужила судебная тяжба между муниципальными властями и прокуратурой в Свердловской области. На территории Карпинского лесничества, входящего в состав Североуральского городского округа, была обнаружена несанкционированная свалка, которую от руководства муниципального образования потребовали убрать. Доводы местной власти о том, что лесные земли не относятся к полномочиям органов МСУ и никак не контролируются ими, а ликвидация таких свалок должна производиться за счет средств федерального бюджета, в расчет приняты не были.
Суды общей юрисдикции встали на сторону прокуратуры, исходя из того, что “организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения, составляет исключительную компетенцию городского округа и подлежит реализации на всей его территории независимо от формы собственности составляющих ее земельных участков”. По мнению же заявителей, примененное законоположение нарушает Конституцию РФ, поскольку противоречит статье 132, гарантирующей, что “органы МСУ могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств”.
В данном же случае статья 16 ФЗ “Об общих принципах организации МСУ в РФ” в силу своей неопределенности допускает возложение на местные власти обязанности производить ликвидацию незаконных свалок на землях лесного фонда, при том что “органы МСУ не несут бремя содержания этой собственности и не наделены полномочиями по осуществлению охраны и защиты лесов”.
Переложить на муниципалитеты обязанность по ликвидации несанкционированных свалок можно, но для этого надо наделить их полномочиями и деньгами
Разъяснять спорную ситуацию пришлось Конституционному суду РФ. Изучив представленные материалы, судьи указали, что “законодатель, обладающий достаточно широкой свободой усмотрения в этой сфере, не может, однако, действовать произвольно”.
– Принимаемые решения во всяком случае должны быть согласованы с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и обеспечивать осуществление возложенных на местное самоуправление публичных задач с использованием необходимых источников доходов, – разъяснил КС РФ.
Иными словами, переложить на муниципалитеты обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возможно, но для этого необходимо наделить их соответствующими полномочиями и финансовыми инструментами. В настоящее время действия органов МСУ в области лесных отношений согласно статье 84 Лесного кодекса РФ сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия, включая захламление, на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Что касается обязанности по “организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов”, то это не может означать для органов МСУ всей полноты ответственности и бремени финансовых затрат на осуществление необходимых мероприятий.
– Если соответствующие государственные полномочия органам МСУ в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования, – указал суд.
Таким образом, постановил КС РФ, сама по себе норма Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” Основному Закону страны не противоречит. Однако она не может трактоваться расширительно, как это было сделано в Свердловской области.
Дело муниципалитета Североуральского городского округа должно быть пересмотрено.
Источник: rg.ru