Военные США и России в ближайшее время должны провести уже третью по счету телеконференцию о безопасности полетов в воздушном пространстве Сирии, или, как выражаются журналисты, о разделе сирийского неба.
10 октября американские и российские боевые самолеты “оказались на расстоянии визуальной идентификации друг от друга”, сблизившись на дистанцию от 16 до 32 км.
Военные двух стран пытаются договориться о том, каким образом координировать свои действия, чтобы избежать “ненамеренных инцидентов” в небе над Сирией.
Вашингтон и Москва независимо друг от друга проводят там операции ВВС, цели которых разнятся.
Обе стороны бомбят наземные объекты, так что обстрелять по ошибке чужой самолет, вроде бы, затруднительно. Однако незапланированные “сближения”, вроде того, что имело место в минувшую субботу, создают нервозную обстановку.
События в Сирии напоминают о конфронтации в воздухе периода холодной войны.
Десятки инцидентов, сотни погибших
По имеющимся данным, только с 1950-го по 1983 год летчики СССР и США с их союзниками применяли оружие друг против друга около 40 раз. Назвать точную цифру невозможно, поскольку данные о некоторых эпизодах исходили лишь от одной из сторон, а другая информацию не подтверждала.
Без учета боевых потерь в ходе корейской, вьетнамской и ближневосточных войн, лишь в результате различных “недоразумений”, Запад за это время потерял 27 самолетов и вертолетов и 139 военнослужащих, а СССР – всего шесть машин.
Не считая гибели южнокорейского “Боинга” в 1983 году, самым крупным по числу жертв – 17 человек – был инцидент 2 сентября 1958 года, когда четыре советских истребителя МиГ-17 атаковали и сбили американский разведывательный самолет “Геркулес”. Он упал в Армении. Останки погибших были возвращены Ереваном спустя 40 лет.
По оценкам военных историков, дисбаланс объясняется как большей жесткостью и несдержанностью Москвы, так и тем обстоятельством, что именно СССР был практически со всех сторон окружен американскими базами, а не наоборот.
Вашингтон утверждал, что в большинстве случаев нарушения воздушного пространства СССР и его союзников либо не было, либо это была случайная ошибка. Советская сторона всякий раз говорила о “преднамеренной провокации”.
Во многих случаях советские политики и генералы вели себя непредсказуемо: закрывали глаза на незначительные вольности другой стороны, а в какой-то момент по причинам, известным только им, вдруг решали положить этому конец и без предупреждения приказывали своим летчикам стрелять на поражение.
Особенно ярко это проявилось в районе границы между двумя Германиями в 1960-1964 годах.
Прежде она де-факто рассматривалась не как государственная, а как разграничительная линия между оккупационными зонами бывших союзников.
После возведения Берлинской стены советские ВВС устроили настоящую охоту на американские и британские самолеты, допустившие малейшее нарушение, причем, как вспоминал бывший командующий 16-й воздушной армией Иван Пстыго, ставилась задача не вытеснить их из своего воздушного пространства или принудить к посадке, а “наказать виновника во что бы то ни стало”.
“В счет будущей войны”
Еще не закончилась война, а 18 марта 1945 года американские истребители “Мустанг” в районе Кюстрина по ошибке вступили в бой с советскими истребителями “Як-3” и сбили шесть самолетов. Двое пилотов погибли, один был ранен.
В свою очередь, советский ас Иван Кожедуб 17 апреля, также по недоразумению, сбил два “Мустанга”.
Пилоты всех воюющих стран скрупулезно вели счет воздушным победам, но “Мустанги” Кожедубу, естественно, не зачли. Командир авиакорпуса генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал: “Никому не рассказывай. Эти победы – в счет будущей войны”.
Первые выстрелы
После того, как советские и американские войска в начале сентября 1945 года вступили в Корею, американские самолеты первое время свободно летали над советской зоной, направляясь в Маньчжурию за своими бывшими пленными. Но уже через два месяца прибывшая из Москвы комиссия потребовала “навести порядок”.
Очередная “воздушная крепость” Б-29 была перехвачена четверкой советских истребителей, которые стали заводить ее на посадку.
Сначала экипаж отказывался подчиниться, но когда истребитель очередью поджег один из двигателей, им пришлось приземлиться на советском аэродроме.
Летчиков отправили на родину, но самолет не отдали, а отправили в Москву для изучения.
Когда советские офицеры поинтересовались у американского командира, почему он не открыл ответный огонь, тот искренне изумился: “Как, стрелять по русским?”.
Бой над Мерклином
Вскоре это перестало казаться немыслимым. 10 марта 1948 года случилось первое вооруженное столкновение между советским и западным блоками в Европе: воздушный бой над Мерклином, пограничной деревней в западной Чехии.
Два советских истребителя сбили американский военный самолет, якобы нарушивший чехословацкую границу с разведывательным заданием. Пилот катапультировался.
Драма над Балтикой
8 апреля 1950 года советские истребители сбили в районе Лиепаи самолет ВМФ США PB4Y-2 “Приватир”. Машина упала в море, все 10 членов экипажа погибли.
Случай имел сильный резонанс, как из-за беспрецедентного на тот момент количества жертв, так и потому, что “Приватир”, по словам хозяев, выполнял законную патрульную миссию над нейтральными водами Балтики.
Советская сторона утверждала, что это был не “Приватир”, а “летающая крепость” Б-29, что самолет получил фатальные повреждения над Латвией и якобы первым открыл огонь по приближавшимся истребителям.
По имеющимся данным, ноты, которыми обменялись Москва и Вашингтон, редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.
Удар по аэродрому
8 октября 1950 года два американских истребителя-бомбардировщика F-80 “Шутинг стар” во время боевого вылета против наземных целей в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке атаковали аэродром “Сухая речка” под Владивостоком, повредив восемь стоявших на земле советских истребителей американского производства “Кинг кобра”.
США принесли официальные извинения, командир авиагруппы был переведен с понижением на штабную работу.
Единственное признание
22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V “Нептун” был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами.
Данный случай примечателен тем, что является единственным в истории, когда Советский Союз признал свою ошибку и выплатил компенсацию в 725 тыс. долларов – вдвое меньше, чем запросили США.
Чей борт?
27 июня 1958 года американский транспортный самолет С-118 во время полета из ФРГ в Пакистан слегка “зацепил” советское воздушное пространство над Арменией, был немедленно подбит и совершил аварийную посадку. Экипаж освободили через неделю.
Пикантность этой истории придали утверждения советской прессы, будто бы это был личный борт директора ЦРУ Аллена Даллеса.
Полет Пауэрса
1 мая 1960 года американский самолет-разведчик У-2 был сбит советским зенитно-ракетным комплексом С-75 в районе Свердловска.
Говорить о недоразумении в данном случае не приходится – разведывательную миссию У-2 никто не отрицал.
Инцидент примечателен политическими последствиями (отменой запланированного визита Дуайта Эйзенхауэра в Москву и длительным замораживанием советско-американских отношений), а также тем, что ракетчики заодно с американской машиной сбили поднявшийся на ее перехват собственный истребитель МиГ-19, причем американский пилот Фрэнсис Пауэрс благополучно приземлился на парашюте, а его советский коллега Сергей Сафронов погиб. Публике об этом сообщили через 30 лет.
“Черная суббота”
К 27 октября 1962 года Москва и Вашингтон уже приступили к конфиденциальным контактам с целью выхода из Карибского кризиса. Но тут Фидель Кастро приказал кубинским ПВО сбивать американские разведывательные самолеты. Стреляли много, однако ни в кого не попали.
Рядовые советские участники операции тоже были настроены воинственно. Командир одного из зенитно-ракетных дивизионов капитан Антонец сообщил в штаб, что в зоне его ответственности замечен У-2, и попросил разрешения поддержать огнем кубинских товарищей.
Ему ответили, что советские войска соответствующего приказа не получали и требуется санкция командующего Плиева, а того в данный момент нет на месте. Но капитан принял решение самостоятельно и сбил самолет. Погиб пилот Рудольф Андерсон.
Историки называют этот день “черной субботой” и считают кульминацией Карибского кризиса.
Именно тогда сделалось ясно, что мировая война может начаться в любой момент из-за случайности и помимо воли первых лиц.
Узнав об уничтожении У-2, советское руководство пошло на беспрецедентный шаг: чтобы не тратить времени на передачу текста по дипломатическим каналам, примирительное послание Хрущева к Кеннеди было зачитано прямо в радиоэфире.
Пошли на таран
28 сентября 1973 года иранский разведывательный самолет RF-4C “Фантом” вошел в воздушное пространство СССР в Закавказье. Посланный на перехват пилот “МиГа” Геннадий Елисеев безуспешно израсходовал все ракеты, после чего совершил сверхзвуковой воздушный таран.
Два члена экипажа иранского самолета катапультировались и были освобождены через неделю, а Елисееву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
16 июля 1981 года пилот перехватчика Су-15 Валентин Куляпин таранил аргентинский транспортный самолет, совершавший тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив – Тегеран и непреднамеренно вторгшийся в воздушное пространство над Арменией.
На сей раз погибли все четыре члена экипажа транспортника, включая одного британца, а Куляпин выжил и получил орден Красного Знамени.
Жесткая посадка
20 апреля 1978 года пассажирский “Боинг-707” компании “Korean Air Lines” с 97 пассажирами на борту, выполняя рейс из Парижа в Сеул, отклонился от маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска.
По советской версии, экипаж не реагировал на сигналы; по утверждению командира “Боинга”, огонь был открыт без предупреждения.
Перехватчик Су-15 выпустил по авиалайнеру две ракеты и отстрелил ему часть крыла. “Боинг” совершил аварийную посадку на лед озера Корпиярви на севере Карелии. Два пассажира погибли, 13 получили травмы.
Трагедия над Сахалином
Примерно две трети жертв холодной войны в воздухе, 269 человек, погибли в один день 1 сентября 1983 года, когда советский перехватчик сбил над Сахалином южнокорейский “Боинг”, следовавший из Нью-Йорка в Сеул и отклонившийся от маршрута из-за ошибки автопилота и невнимательности экипажа.
На волне эмоций в СССР высказывались предположения, будто американцы умышленно направили самолет в советское воздушное пространство с целью проверить на прочность ПВО потенциального противника, в США – будто коммунисты сознательно уничтожили мирных пассажиров, чтобы запугать мир своей неумолимой жестокостью.
Рассекреченные документы и данные бортовых самописцев сбитого лайнера свидетельствуют, что случилось чудовищное недоразумение, помноженное на атмосферу холодной войны.
Юрий Андропов в разговоре с советским послом в Вашингтоне Анатолием Добрыниным бранил “тупоголовых генералов, совсем не думающих о большой политике”, но слов сожаления для погибших не нашел.
Советское правительство признало факт уничтожения лайнера и выразило сожаление по поводу гибели ни в чем не повинных людей лишь 7 сентября. Ранее было выпущено знаменитое заявление ТАСС, в котором утверждалось, что “самолет-нарушитель продолжал полет в сторону Японского моря”. Слова “удалиться в сторону Японского моря” стали классикой советского черного юмора.
Согласно протоколу заседания политбюро от 2 сентября, Михаил Горбачев, тогда молодой выдвиженец из провинции, за несколько часов ограничился единственной ремаркой: “Самолет долго находился над нашей территорией. Если он сбился с курса, американцы могли поставить нас в известность”.
Вопроса, почему советские власти не попытались, в свою очередь, связаться с компетентными представителями США или Южной Кореи, не возникло.
В 1986 году СССР, США и Япония создали единую систему слежения за движением авиатранспорта над северной частью Тихого океана и установили прямую связь между своими диспетчерскими службами.
Политическая воля
Регулярные патрульные и тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков над Атлантическим и Северным Ледовитым океанами, проводившиеся как американскими, так и советскими и российскими ВВС на протяжении десятилетий, вызывали взаимное недовольство, но серьезных инцидентов не повлекли.
По мнению военных экспертов, этому способствовали их рутинный характер, а главное, чувство ответственности обеих сторон. Как показал опыт, чтобы инциденты в небе не превращались в трагедии, сторонам надо не бравировать надменной неуступчивостью, а общаться.
Источник: bbc.com