Транс-Тихоокеанское партнерство вместе со своим еще не созданным Транс-Атлантическим аналогом сделают ВТО бесполезным. Оба новых американских проекта предполагают новые правила торговли и глубокую интеграцию участников соглашений. Они становятся выше ВТО, которое теряет смысл в силу новых – экологических, патентных и иных ограничений. В этих условиях, когда значение ВТО будет падать, лучшее решение для России: выйти из этой организации, перейти к частичному протекционизму и развивать глубокую континентальную интеграцию.
Что же произошло? В начале октября США, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам создали ТТП. Когда я обсуждал это решение с Заведующим кафедрой Политической экономии РЭУ Русланом Дзарасовым, моим коллегой-экономистом, ко мнению которого особенно внимателен, он заметил, что договор между 12 странами о ТТП – это единый документ, но переговоры шли в двустороннем формате. «США выкручивали руки своим партнерам, и Вашингтон своего добился, – сказал он. – Те приняли правила игры: доступ на американский рынок они получат не напрямую, а через партнерство с американскими корпорациями, которые в своих руках сосредотачивают звенья производственной цепочки с высокой добавленной стоимостью». Это более жесткий формат, чем ВТО.
Партнерам по ТТП США оставляют, в основном, цепочки с трудозатратными технологиями. Эта система будет локализована США в рамках партнерств, на которые придётся большая часть инвестиций, что резко снижает значение ВТО. Да, пока капиталы со всего мира уходят на американский рынок. Прячутся там. Но они выйдут, будут наново инвестироваться. И в США резонно полагают, что происходить это должно в определенных границах – в границах партнерств.
В рамках ТТП американская индустрия не сможет конкурировать с производителями партнеров, у которых низкий уровень оплаты труда. Однако США получат выгоды в виде прибыли корпораций, усиления военного и политического влияния, комфортных условий для инвестирования свих капиталов, и изоляции стран БРИКС, особенно Китая. Вашингтон выстраивает более строгую экономическую архитектуру, чем предполагает ВТО. Он рассчитывает распространить ее позднее на другие страны, не только малые, но и большие – входящие в группу БРИКС. Создание ТТП это одновременно успех США, удар по Китаю, и явная маркировка Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества как провального проекта.
Однако ТТП, это только половинка «кольца власти» США. Переговоры с ЕС идут нелегко, а по Европе катятся протесты трудящихся. Они опасаются, что ничего не выиграют от жесткого партнерства с США. Китай тем временем постарался укрепить юань, доказывая, что состояние экономики страны вовсе не столь тревожно. Увы, это декорации. Что же касается России и других стран БРИКС, то свои континентальные интеграционные проекты они реализуют без американской энергии. А тем временем на смену ВТО движется более жесткая глобальная архитектура, которая будет еще менее комфортна для экономики.
Василий Колташов
Источник: echo.msk.ru