Поняв, что пересидеть Путина не получится, Лукашенко пытается выстраивать политику как лидер самостоятельного государства, что очень-очень плохо получается.
Лукашенко можно считать победителем, но его очередная «элегантная победа» – пиррова. Беларуский руководитель завел страну в идеологический тупик и сам это понимает. Но без выборов даже не слышит подсказок – как выйти из этого тупика.
Является ли Лукашенко победителем, набрав 83,49% голосов? За что голосовало большинство беларусов? Нуждается ли Лукашенко в признании Запада, когда за его спиной стоит Москва? Почему Путин первым поздравил Лукашенко с победой и так спешит его увидеть?
Гость Беларускай праўды –шеф-редактор газеты “Народная Воля” Светлана Калинкина.
-По предварительным данным Центризбиркома, Лукашенко набрал 83,49% голосов и получил свой пятый президентский срок. Но является ли Лукашенко победителем?
-В данном случае Лукашенко – победитель. Он сумел провести выборы так, что никакого сильного конкурента среди кандидатов у него не было. К сожалению, в головах беларусов это означает его легитимность. Люди понимают, что за него проголосовало наверняка не 80%, а меньше, но они считают, что его соперники имеют совсем маленькие рейтинги. У людей по-прежнему нет ответа на вопрос: «кто вместо Лукашенко». В этом смысле Лукашенко победитель: он зачистил политическое поле, никому из оппонентов не позволяет нарастить свои рейтинги, проводит выборы, объявляет о своей победе – и с этим считается весь мир. Наверное, Лукашенко победитель.
Другое дело, что эта победа пиррова. Выборы во всех странах – не просто борьба персоналий, а борьба идей. Лукашенко завел страну в идеологический тупик – и это очевидно даже ему самому. А поскольку нет выборов, он даже не слышит подсказок – как можно сделать по-другому, как выйти из тупика.
-ЦИК нарисовал стабильное единодушие среди избирателей – 83,49% за Лукашенко. Значит, народ счастлив и должен праздновать победу. Так почему не празднуем?
-Все социологические опросы показывают, что такого единодушия нет. Если бы оно было, то не только наблюдатели ОБСЕ, но и беларуские наблюдатели видели бы каждый бюллетень: им под нос гордо совали каждый бюллетень за Лукашенко, чтобы хватались за головы и рвали на себе волосы от такой сногсшибательной поддержки. Но на самом деле бюллетени считали как всегда, закрыв спинами и филейными частями обзор для наблюдателей. Даже наблюдатели-европейцы заявили на пресс-конференции, что присутствовали при подсчете голосов, но никто бюллетени им не показывал. Это означает, что избирательным комиссиям было что скрывать. В противном случае ни избирательные комиссии, ни Лукашенко не постеснялись бы показать каждый бюллетень – просто для истории.
-За что голосовало большинство беларусов?
-За Лукашенко голосовали не потому, что он гений или великий государственный деятель, а голосовали за мир и стабильность – людям в мозги просто вбивалось, что отсутствие войны в Беларуси – исключительная заслуга Лукашенко. Но значительная часть людей, особенно в Минске, проголосовали против существующей системы выборов, проголосовали против всех или вообще не пошла на избирательные участки. Судя по данным независимых наблюдателей, многие участки в Минске в день голосования не набирали даже 50% явки. По крайней мере, на участках, где присутствовали наблюдатели от США, явка не достигала даже половины от списочного состава избирателей. Это очень важный показатель, который свидетельствует о недоверии беларусов к нынешней избирательной системе.
-Евросоюз уже объявил о заморозке санкций против официального Минска, учтет, что называется, «миротворческие заслуги» Лукашенко в российско-украинской войне. Но захотят ли в европейских столицах принимать Лукашенко?
-Я не исключаю, потому что европейские столицы очень разные – существует, например, близкая по духу Сербия, в Чехии правит удивительный президент. Такое вполне возможно. Многое зависит от дальнейших шагов Лукашенко, потому что одно дело – нейтральная позиция в российско-украинском конфликт, что очень важно для Европы, как и освобождение политзаключенных. Но появление новых политзаключенных, репрессий против инакомыслящих осложнит наши отношения с Западом.
Я обращаю внимание на то обстоятельство, что санкции еще не отменены – Евросоюз продекларировал готовность их приостановить на четыре месяца. Евросоюз воспитывает Лукашенко – пока ты хороший, держи конфетку, посмотрим, как поведешь себя дальше.
-Нуждается ли Лукашенко в признании Запада вообще? Ведь за спиной у него – Москва.
-Лукашенко нуждается в признании Запада. Москва за его спиной, я бы даже сказала – Москва над головой Лукашенко очень и очень раздражает беларуского руководителя. И раздражает давно. Но раньше существовал такой сдерживающий фактор, как финансовая помощь России, который не позволял вырваться раздражению. Сегодня из-за экономического кризиса Россия не способна удовлетворять все экономические запросы Лукашенко.
И потом, Лукашенко, как и любому политику, важно иметь своих адвокатов – чтобы балансировать между центрами влияния. Если раньше Лукашенко питал надежды на «союзное государство», надеялся занять кремлевский трон (вначале надеялся пересидеть Бориса Ельцина, потом – Путина), то сейчас уже очевидно, что Путина он не пересидит; все кремлевские планы, надежды и мечты Лукашенко исчезли. Последнее время Лукашенко пытается выстраивать политику более-менее как лидер самостоятельного государства, но, к сожалению, у него это очень-очень плохо получается.
-Путин первый и единственный руководитель иностранного государства, поздравивший Лукашенко с победой с утра 12 октября. И уже на этой неделе пересечется с беларуским коллегой в Казахстане. Не терпится напомнить о российской авиабазе, о которой Лукашенко «подзабыл» накануне выборов?
-Появление российской авиабазы означает принципиально новый статус Беларуси: из нейтральной страны она превращается в военного союзника России. Российская авиабаза станет непреодолимым препятствием для налаживания отношений с Западом. Я думаю, что Лукашенко сделает все возможное и невозможное, чтобы база оставалась беларуской, даже если в Бобруйске появятся российские самолеты. Это даст Лукашенко формальный повод заявлять, что в Беларуси нет российских вооруженных баз. Российские станции в Вилейке и Ганцевичах не несут особой военной угрозы, но авиабаза – это уже значительное усиление российского военного присутствия в Беларуси. Поэтому, как мне кажется, Лукашенко согласится на российские самолеты только на беларуской авиабазе.
Источник: belprauda.org