Шведские «Готланд», немецкие U-214 и японские «Сорю» подталкивают Россию к разработке субмарин, оснащенных принципиально новой силовой установкой. Сможет ли Россия в ближайшие годы восстановить паритет сил?
В подводном кораблестроении существуют два типа лодок. Различаются они друг от друга типом энергетических установок. Есть подводные лодки с ядерной энергетической установкой (атомным реактором), а есть — с дизель-электрическим (ДЭПЛ). У каждого из этих типов субмарин есть свои плюсы и минусы.
АПЛ обладают высокой подводной скоростью, способны погружаться на огромную глубину, месяцами не всплывать на поверхность, иметь внушительное водоизмещение и нести огромное количество разнообразного вооружения и оборудования. Но и у этого Ахиллеса есть своя пята. Атомные реакторы создают огромное количество разночастотных колебаний и вибраций, что делает АПЛ гораздо более шумными и, следовательно, более заметными для потенциального противника, нежели ДЭПЛ.
Зато дизель-электрические подлодки носят титул «бесшумных убийц». Их электродвигатели не нуждаются в шумных турбинах и охладительных установках, из-за чего ДЭПЛ могут буквально красться в океанских глубинах. Однако за свою малозаметность ДЭПЛ расплачиваются малым водоизмещением, низкой автономностью и скоростью, что совсем не удивительно, если учитывать, что первые дизель-электрические двигатели появились почти век назад и с тех пор их мощность принципиально не могла увеличиться без внесения изменений в габариты самой установки.
По своему принципу действия эти лодки сложно называть «подводными». Они больше походят на «ныряющие», так как большую часть времени проводят в надводном положении. Кроме того, ДЭПЛ вынуждены регулярно всплывать и включать дизеля для подзарядки аккумуляторных батарей, что делает их уязвимыми для противолодочных сил противника. Решение этой проблемы была частично найдено на Западе.
Немецким (проект U-212/214) и шведским (тип «Готланд») конструкторами удалось внедрить принципиально новый вид энергетических установок в подводный флот — так называемые воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ). Эти двигатели обеспечивают подводным лодкам значительно большую автономность, дальность плавания, маневренность и скрытность по сравнению с привычными дизельно-электрическими установками. ВНЭУ работают на жидком кислороде, который может также использоваться экипажем для дыхания.
Ещё в 2012 году главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил: «В существующем виде “Лада” ВМФ России не нужна. Нам не нужны новые “мозги” с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же».
Переход на ВНЕУ является следующей ступенью развития неатомных подлодок. Поэтому перед российскими конструкторами стоит серьезная задача — в короткие сроки «догнать и перегнать» наших «партнеров» из НАТО. Здесь стоит понимать, что члены альянса не будет делиться с Россией технологиями ВНЕУ. А значит, мы будет разрабатывать всё «с нуля».
В данный момент над новой силовой установкой трудятся инженеры ЦКБ «Рубин». Дата появления отечественной анаэробной установки — 2018 год. Планируется, что серийное воплощение на борту неатомной подлодки пятого поколения «Калина» будет осуществлено после 2020 года. Кроме того, российскими ВНЭУ будут модернизированы дизель-электрические подводные лодки проекта 677 «Лада».
«Лада» должна была заменить собой подводные лодки проекта 636. В отличие от «Варшавянки» «Лада» имеет меньшее водоизмещение (1 765 тонн вместо 2 300), но большую скорость полного подводного хода (21 узел). Срок автономного плавания составляет 45 суток, экипаж уменьшен с 52 до 36 человек. Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности и высокой автоматизацией.
Иными словами, Россия уже располагает неатомными подлодками, готовыми к модернизации анаэробными установками. Более того, российскими конструкторскими бюро сейчас разрабатывается проект подлодок следующего поколения. А значит, мы готовы сократить отставания от Запада в самые сжатые сроки. Новые русские ПЛ с ВНЭУ смогут вернуть военный паритет между Россией и НАТО.
Евгений Просвирин
Источник: podrobnosti.biz