10 октября некие силы, ещё себя не назвавшие, осуществили чудовищный двойной теракт в столице Турции. Погибло почти 100 человек, около 300 получили тяжёлые ранения. По многим оценкам, количество жертв беспрецедентное.
Турецкое правительство ненамного изменило своё отношение к подобного рода преступлениям. Всё те же привычные обвинения — только теперь в качестве главных подозреваемых указываются террористы ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванты»), а Курдская рабочая партия (PKK) — фигурирует второй «по счёту». Обычно, премьер-министр Ахмет Давудоглу или другие высокопоставленные турки чуть что, то сразу и во всем винят курдов PKK.
Что интересно — практически самыми первыми соболезнования президенту Реджепу Тайипу Эрдогану выразили президенты России Владимир Путин и Армении — Серж Саргсян. Вопрос не в том, что главы России и Армении ближе всех к сердцу восприняли тяжесть произошедшего в турецкой столице, и не в том, что Путин и Саргсян, как лидеры стран, многие годы сталкивавшихся с проявлениями терроризма, лучше всех понимают, с чем столкнулась Турция. Вопрос в том, что до последнего времени именно Турция изображала нечто вроде «бряцания оружием» в отношении России и Армении…
Турецкая спецслужба MIT 12 октября предупредила, что уместно ожидать новой серии терактов. Как стало известно турецкой газете «Milliyet» от источников в MIT, около 20 террористов-смертников готовятся к нападениям в различных городах Турции. Два источника в турецких спецслужбах в беседе с британским агентством Reuters указали на схожий почерк взрывов в Анкаре с совершённым 20 июля терактом в городке Суруч на юге страны. Государственное информагентство Турции Anadolu сообщило о 43 задержанных, которые подозреваются в причастности к взрывам в Анкаре. Аресты прошли по всей территории страны — от Измира на западе до Урфа на юго-востоке. По данным турецкой Haberturk, исполнителями теракта могли быть боевики местной ячейки IS под названием «Адыяман» (по имени одноимённой юго-восточной провинции Турции). Так или иначе, с 8 октября турецкие власти объявили трёхдневный траур в стране и приостановили на эти дни… предвыборную кампанию. Эрдоган чётко дал понять, что не намерен отменять назначенные на 1 ноября внеочередные парламентские выборы. Хотя при этом некоторые круги уже намекают на то, что, дескать, выборы могут быть перенесены…
Отсюда и начинается глубина тайн, окутавших двойной теракт в Анкаре. Что и кто был взорван, значит — устрашён? Никто из представителей властей или правящей партии. Шла подготовка к антивоенному митингу, и вслед за ним должен был состояться предвыборный митинг так называемой прокурдской Демократической партии народов Турции (HDP). Само собой разумеется, что подавляющее большинство собравшихся на месте будущей трагедии были именно курды, и понятно, почему они собирались протестовать, а также поддержать членов HDP и её лидера Селахеттина Демирташа. Ведь турецкие власти фактически закрыли доступ для политиков, СМИ, иностранцев и т. д. в юго-восточные вилайеты Хаккяри, Ширнак, Сиирт, Мардин, Игдыр и другие. И если о трагедиях городков Джизре и Юксекова, благодаря социальным сетям и интернет-ресурсу Youtube, хоть что-то известно, то абсолютно нет никаких сведений о том, что творят армия и жандармерия Турции в Игдыре. Что, кстати, крайне важно не только для курдов, но и для соседних Армении и Ирана — Игдыр непосредственно граничит с этими странами. Вспомним при этом, что и жертвами теракта в Суруче стали те же курды, и на курдов же пытались взвалить ответсвенность турецкие власти.
Но кто вдруг решил, с одной стороны, устрашить курдских активистов и сочувствующих партии HDP, а с другой — по сути, сделать необратимым процесс ожесточения между турецкими властями и конкретно курдами?
По мнению наблюдателей, режим Эрдогана пожинает плоды своей попытки решить курдский вопрос, вмешавшись в сирийский конфликт. Теракт, несомненно, повлияет и на ноябрьские выборы. Такого мнения придерживаются, кстати, и в правящей в Турции Партии справедливости и развития (AKP). «Это большая провокация для обострения обстановки перед выборами», — заявил пресс-секретарь партии Омер Челик. Этим заявлением руководство AKP, видимо, поспешило дезавуировать антиправительственные заявления Демирташа, прозвучавшие почти сразу же после терактов в Анкаре. Известно, что он собирался на митинге своей партии не просто призвать к прекращению турецко-курдской войны и возобновлению процесса мирных переговоров между Турцией и курдами из PKK, а ещё и потребовать прозрачных расследований преступлений силовиков против гражданского курдского населения в городках Джизре и Юксекова, собирался потребовать от властей информации о происходящем в «закрытых» вилайетах и городах. Демирташ однозначно обвинил во всём именно Эрдогана и правящую AKP. «Основной целью атаки была HDP. По словам очевидцев, взрывы были осуществлены террористами-смертниками. Сегодня около 6 утра один человек напал на наш штаб в Анкаре. Считаем, что эти события не являются независимыми друг от друга», — говорится в сообщении руководства партии. Пресс-служба HDP отмечает, что правоохранители не обеспечили безопасность митинга должным образом. «Следует отметить, что во время взрывов в этом районе не было полицейских. Они прибыли только через 15 минут. Но вместо того, чтобы помочь, они начали разгонять слезоточивым газом людей, которые помогали пострадавшим».
Следует напомнить, что итоги очередных парламентских выборов привели к мало ожидавшейся развязке — по сути, именно от прокурдской HDP зависело, быть или не быть новому составу правительства. И все попытки правящей AKP добиться от курдов и других оппозиционных партий уступок и согласиться на формирование правительства на условиях Эрдогана-Давудоглу ни к чему не привели, именно поэтому Анкара была вынуждена принять решение о проведении внеочередных выборов в парламент. Однако именно в ходе переговоров и консультаций с оппозиционными партиями, в том числе и с HDP, как известно, Эрдоган и заявил о прекращении переговорного процесса с PKK и возобновлении войны, и угрожал, что все члены прокурдской HDP должны быть лишены депутатских мандатов и даже — привлечены к ответственности за пособничество «террористической» PKK. Так что, несмотря на то, что в двойном теракте в Анкаре наличествует множество аспектов, внутриполитический, связанный с парламентскими выборами и, следовательно, преодолением правительственного кризиса — пока самый явный. Хотя, следует согласиться, что-то или иное внутреннее ослабление Турции реально выгодно довольно-таки многим странам, и, как это ни покажется странным, в том числе — США, Израилю и Евросоюзу. Достаточно вспомнить, как турок обвиняют в заинтересованности создания напряжённости в Европе в связи с проблемой беженцев и мигрантов из Азии.
После дней траура, хотя и во время похорон жертв двойного теракта, в самой Турции практически по всей стране шли и идут митинги и иные акции протеста курдов. И вновь звучали обвинения в адрес Эрдогана и правящей AKP. И митинги курдов вновь довольно жёстко подавляются. Более того, акции протеста охватывают и города на Западе, в которых есть крупные курдские общины. Отметим, что и проживающие на Западе курды склонны обвинять в трагедии партию Эрогана — уместно звучат и напоминания о том, что как за AKP на Западе закрепили реноме «умеренных исламистов» и ставили их режим в пример остальному мусульманскому миру. Однако на фоне всё усиливающихся обвинений и со стороны России, и со стороны Сирии в том, что это именно «умеренные исламисты» Турции выступают одними из главных пособников различных джихадистских группировок в Сирии, начиная с одиозного «Исламского государства» (IS), это якобы светское реноме турецких исламистов изрядно блекнет. Тем более, что турецкие же госчиновники в вилайетах Хаккяри и Ширнак, пусть даже и курды по национальности (например, Локман Оздемир и др.) ещё с 2014 г. обвиняют официальную Анкару в том, что, потворствуя террористам IS, турецкие власти косвенно осуществляют геноцид курдов и в Ираке, и в Сирии. В Турции же курдов побольше, чем в Сирии и Ираке — очевидно, что одними геноцидальными убийствами вопрос о почти 20 млн. турецких курдов не решить. Нужен иной инструментарий — поражение в политических правах (дисквалификация HDP от участия в выборах и даже роспуск партии по надуманному предлогу) и… запугивание терактами гражданского населения.
Впрочем, ещё много чего нужно рассматривать во взаимосвязи с двойным терактом в Анкаре. Не зря же наследные принцы сразу двух союзников Турции — Саудовской Аравии и ОАЭ, бросились в Сочи для аудиенции у российского президента, хотя это можно увязывать и с операцией российских ВВС в Сирии, и с залпами российских крылатых ракет с Каспия. И не зря Эрдоган угрожал отказаться от ранее заключённых с Москвой договорённостей по газу и строительству АЭС.
Пока же следует внимательно следить за развитием событий в Турции. И то, что, как сообщало Reuters 12 октября, авиация Турции и НАТО начала бомбить и наносить ракетные удары по курдам и в Ираке, и в Сирии, и на юго-востоке Турции — вполне символично.
Как сообщили в турецком Министерстве обороны, это стало «ответом на теракты в Анкаре». Как же быть с тем, что Давудоглу первым подозреваемым назвал «Исламское государство», а не курдов? Ведь партизаны PKK не стали бы убивать курдов в Анкаре, зная, что те собираются на антивоенный митинг! И как быть с тем, что курды, участвующие вместе с сирийской армией в контрнаступлениях в провинциях Алеппо и Идлиб, вновь обвиняют НАТО в том, что «натовские самолёты бомбят их тыл вместо позиций IS и разрушают объекты гражданской инфраструктуры»?
Так что в Турции «вечер перестаёт быть томным». Понятно, что курды будут требовать тщательного расследования и если тем или иным путём власти найдут доказательства причастности к теракту IS, то это отнюдь не будет означать, что ситуация утихомирится — напомним, что курды с 2014 г. обвиняют Анкару в содействии геноциду курдов, осуществляющемуся руками джихадистов. Значит, при любом итоге курды Турции останутся, мягко говоря, недовольными действиями Эрдогана и AKP. Следовательно, итоги намеченных на 1 ноября внеочередных выборов под ещё большим вопросом, чем ранее. Но если нет — то впереди требования уже всех курдов Турции о расследовании случаев непропорционального применения силы против гражданского населения Джизре и Юксекова, и громкие заявления о том, что турки хотят воспользоваться военной ситуацией (как в 1915 году — по отношению к армянам), чтобы «по-турецки решить» курдскую проблему.
Источник: politobzor.net