Еще ни разу в российской истории Госдума не избиралась дважды подряд по одним и тем же правилам: после каждой кампании законодательство менялось. Вот и теперь «Комитет гражданских инициатив» Алексея Кудрина совместно с депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым разработали новый закон о выборах в парламент. 500-страничный документ презентован в понедельник. Документ обещают внести в Госдуму в ближайшее время.
Ключевое предложение законопроекта – перейти на германскую, «смешанно-связанную» схему формирования парламента. Ее суть «МК» объяснил Дмитрий Гудков:
– По действующему закону, если, условно говоря, «Единая Россия» получает право провести по партийным спискам 170 человек, и еще выборы выигрывают 150 кандидатов от этой партии по одномандатным округам, то в Госдуме оказываются 320 депутатов от этой партии. Смысл нашего предложения в том, чтобы списочники и одномандатники не плюсовались. При «смешанно-связанной» системе «Единая Россия» получает уже не 320 мест, а 170. Из них первые 150 занимают одномандатники, а остальные 20 добавляются из числа списочников. Это очень хорошая система, которая отражает настроения в обществе. Если какая-то условная партия имеет реальную поддержку в обществе в 35%, то она и получит такое представительство в Думе, а не вдвое большее.
– Интересно, как за такое предложение проголосует «Единая Россия»… Может быть, в таком случае вообще уйти от партийных списков, а выбирать депутатов только по округам?
– Партийные списки надо оставить обязательно. Потому что демократического электората у нас в стране 15%, и он должен быть представлен в парламенте. Но по округам демократические кандидаты никак не пройдут, а партиям такого процента вполне хватит.
Среди других предложений – заменить в крупных регионах одномандатные округа на двух- и трехмандатные. К примеру, Москву на выборах в Госдуму «нарезать» не на 15 округов, а на 5 трехмандатных. По замыслу авторов, это даст больше шансов на прохождение в Госдуму оппозиционеров, которые редко занимают первые места, но вторые и третьи – регулярно. Предлагается также разрешить кандидатам вместо сбора подписей вносить залог – от 15 до 45 млн рублей в зависимости от округа. И – снизить проходной барьер для партий до 3%. Эти новации, в отличие от перехода на германскую систему, Госдума, скорее всего, будет обсуждать всерьез. Поэтому «МК» попросил прокомментировать их председателя совета Российского общественного института избирательного права, член Совета при Президенте по правам человека и бывшего члена Центризбиркома Игоря БОРИСОВА:
– Многомандатные округа в России применяются на уровне муниципальных образований. У многих они называют нарекания, но для партии власти такая система ничего не меняет: политтехнологи агитируют не за отдельные личности, а за команду, которая идет в многомандатном округе, и оппозиция все равно часто оказывается на непроходных местах. И еще одна деталь: давайте посмотрим на мировой опыт. Многомандатная система в муниципалитетах иногда используется, а на государственном уровне в других странах такое случается крайне редко. Так зачем же выделять нашу избирательную систему из общих правил? Это был бы неправильный путь.
Об избирательном залоге. Он в нашей стране уже существовал и был отменен. Опять посмотрим за рубеж. В ходе текущей избирательной кампании в США их социология показала, что более половины населения заявляют: сегодня американцами правят финансовые магнаты и денежные мешки. Граждане восстают против влияния денег на политический процесс. Россия от такого влияния ушла. И возвращаться к ней именно сейчас особенно опасно. В период ослабления российской экономики мы можем подвергнуться политической интервенции западного капитала.
На мой взгляд, участвовать в выборах должны те кандидаты, которые имеют реальную поддержку. Сбор подписей является ее подтверждением. Возможно, мы вернемся к «покупке» права участвовать в выборах через залоги. Но на данный момент эта норма будет вредна.
– А как вы относитесь к снижению барьера до 3%?
– Дискуссия на эту тему нужна. Конечно, нынешний пятипроцентный барьер не может существовать постоянно и вечно. Но его возможные недостатки компенсируются тем, что он у нас не жесткий, то есть если вторая партия набрала менее 5%, то она пропускается в парламент автоматически. Но в текущей ситуации этот барьер направлен на сохранение работоспособности парламента. Если барьер слишком снизить и в парламенте будет присутствовать слишком большое количество партий, которые не могут договориться между собой, то Госдума не сможет принять ни одного решения. А сейчас то кризисное время, когда решения принимать будет необходимо.
Добавим, что если Госдума и примет закон в этой редакции, то распространяться на парламентские выборы 2016 года он все равно не будет, поскольку избирательное право нельзя менять менее чем за год до начала кампании.
Михаил Зубов
Источник: mk.ru