Черный список Росфинмониторинга за год увеличился в два раза По данным Росфинмониторинга на октябрь, в список российских физических лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, вошло 4407 человек. Это почти в два раза больше по сравнению с 2014 годом (2826 человек). В то время как количество иностранных физических лиц в списке увеличилось лишь на несколько десятков — с 363 в 2014 году до 394 человек в нынешнем. В их числе как участники боевых действий, так и граждане, обвиняемые в финансировании терроризма, в том числе ИГИЛ. Эксперты считают, что террористическая угроза возросла во всем мире, но Россия к ее отражению готова.
Лидерами среди российских регионов по участию граждан в террористической и экстремистской деятельности стали республики Северного Кавказа (Кабардино-Балкария, Дагестан, Ингушетия, а также Ставропольский край). Более редкие случае в других регионах России — Тверь, Брянск, Ульяновск, Курск, Астрахань, Москва и др.
Среди иностранцев первое место занимают жители стран Ближнего Востока и Африки, которые, по оценкам экспертов, задействованы в ближневосточном конфликте.
Как рассказали «Известиям» в Федеральной службе безопасности, работа по борьбе с терроризмом не прекращается ни на секунду.
— Проводятся проверки мест, так сказать, популярных среди выходцев из стран Ближнего Востока и бывших союзных республик. В России есть вербовщики от ИГИЛ, этого никто не отрицает, работа по ним также ведется, — отметил собеседник «Известий».
До сих пор в соцсетях в интернете в свободном доступе можно найти различные агитационные ролики, призывающие россиян вступать в террористическую организацию, а также есть возможность получить контакты вербовщиков. Правда, посещение этих ресурсов находится под пристальным контролем. В Екатеринбурге возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») в отношении Екатерины Вологжениновой, которая обвиняется в том, что в 2014 году с рабочего компьютера разместила на своей страничке в социальной сети ряд изображений, на которые обратили внимание сотрудники регионального управления ФСБ. Подробности дела не раскрываются, однако женщина обвиняется еще и в финансировании терроризма, в том числе ИГИЛ, и уже внесена в черный список Росфинмониторинга.
Как пояснили «Известиям» в ФСБ, за семьями тех россиян, которые уже были завербованы ИГИЛ, также ведется пристальное наблюдение. По официальной статистике, количество россиян в ИГИЛ достигло 2,5 тыс. человек, по неофициальной — эта цифра в разы выше. По данным спецслужб, теракты в Турции (произошли в субботу; 97 погибших), а также предотвращенный теракт в Москве готовились боевиками ИГИЛ в качестве мести за успешные действия России в Сирии.
Не исключено, что это не последние попытки боевиков заявить о себе. По данным иранской разведки, опубликованным в местных СМИ, страны — спонсоры ИГИЛ готовят крупный отряд террористов численностью свыше 5 тыс. человек, которые должны быть размещены без согласия официальных властей в трех регионах Афганистана. Речь идет о западе страны, откуда они легко могут войти в Иран, севере — на границе с Туркменией, чтобы свободно проникать в Среднюю Азию и Россию, востоке — для того чтобы оказаться в Китае.
— Если бы Россия не оказала помощь Сирии, то в этом случае угроза терроризма была бы еще более высокой. Если ИГИЛ захватил бы целую страну, то устойчивость и сила этой организации кратно возросли, после этого они начали бы выполнять свои обещания в отношении России, Северного Кавказа. Если бы они вернулись в Россию как победители — это одна ситуация, что несравнимо с тем, что есть сегодня, — полагает член комитета Госдумы по международным делам, депутат из Кабардино-Балкарии Адальби Шхагошев, тем не менее признающий опасность возвращения российских игиловцев.
По его словам, террористические угрозы появились в России не сегодня, но именно сейчас Россия максимально подготовлена для их отражения в отличие от 90-х годов прошлого века.
— Конечно, от растерянности ИГИЛ может дать задание своим сетевикам совершить какие-то теракты в разных странах. Но лично я считаю, что больше всего их должна бояться Европа, потому что у нее нет опыта борьбы с терроризмом, а также потому что именно там сейчас выстраивается пирамида радикального ислама, — считает парламентарий.
По мнению Шхагоева, ИГИЛ в Европе теперь будет ждать случая, чтобы заявить о себе.
— Сегодня российские силовики должны провести максимальную мобилизацию. Думаю, что когда принималось решение о помощи Сирии, последствия были просчитаны. И ФСБ, и контрразведка, и ГРУ должны очень тесно контактировать, потому что в Москве, к сожалению, есть негативный опыт совершения терактов, — полагает член комитета Госдумы по делам СНГ, чрезвычайный и полномочный посол Василий Лихачев.
По его словам, после того как ИГИЛ будет вытеснен с территории Сирии, России всё равно нельзя будет расслабляться не только с точки зрения поддержки сирийского руководства, но и международной безопасности.
— Проплатят резонансные теракты — будут резонансные теракты. Два-три могут проплатить аравийские монархи. Не проплатят — не будут. Такого терроризма, как во времена первой и второй чеченских войн совершенно точно не будет, так как его база выбита… Игиловцы будут бежать куда угодно: кто-то — в Европу, кто-то — в другие места. Если кто-то захочет вернуться в Россию, то это уже работа ФСБ, и она ее выполняет, — считает глава Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
Наталья Башлыкова, Анастасия Кашеварова
Источник: kavpolit.com