Кавказ в ожидании бюджетного шока

Кавказ в ожидании бюджетного шока

Как и в прошлом году, процесс подготовки региональных бюджетов в СКФО не обещает быть простым.

Дотации из федерального бюджета на следующий год, утвержденные на днях для регионов Северного Кавказа, не спасут их от необходимости в очередной раз верстать свои бюджеты с значительным дефицитом. Не удается пока остановить и постоянное наращивание долгов регионов СКФО – за последний год они выросли на треть.

Минфин расписал миллиарды

В начале октября Министерство финансов РФ утвердило дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2016 год в размере около 515 млрд рублей, или на 5,5% больше, чем в текущем году. Северному Кавказу из этой суммы достанется примерно 22% – 112 млрд рублей.

Это существенно меньше, чем в докризисный период. Для сравнения: в 2012 году дотации бюджетам субъектов и муниципальных образований СКФО составляли 119,3 млрд рублей, а в 2013 году – уже 138,6 млрд рублей.

Больше всех дотаций в следующем году, причем не только в СКФО, но и по стране в целом, получит Дагестан (46,7 млрд рублей).

На текущий год и на плановый период 2016 и 2017 годов объем финансовой помощи из федерального бюджета Дагестану был заметно выше – 56,818 млрд рублей.

Тем не менее республика не осталась без бюджетного бонуса. В следующий год Дагестан первым из субъектов Северного Кавказа вступит с отдельной региональной подпрограммой в рамках госпрограммы «Развитие СКФО до 2025 года».

Объем федерального финансирования по ней должен составить 70,9 млрд рублей.

Второе место по размеру федеральных дотаций на Северном Кавказе на следующий год занимает Чечня – ей будет выделено порядка 22,2 млрд рублей, что несколько больше, чем сумма, первоначально установленная на нынешний год (20,669 млрд рублей).

Далее следуют Ставропольский край (около 12,3 млрд рублей), Ингушетия – (порядка 9,3 млрд рублей), Северная Осетия – (около 7,9 млрд рублей), Кабардино-Балкария – (около 7,6 млрд рублей) и Карачаево-Черкесия (примерно 6,7 млрд рублей).

Бюджет без маневра

Как и в прошлом году, процесс подготовки региональных бюджетов в СКФО не обещает быть простым.

Помимо ожидаемого снижения доходов, регионам придется сократить горизонт бюджетного планирования до одного года вместо трех – в соответствии с решением, принятым на федеральном уровне.

В конце сентября переход на однолетнее планирование бюджета на 2016 год одобрил Совет Федерации, а затем соответствующий закон подписал президент Владимир Путин.

Ситуацию для регионов осложнит и новое правило формирование бюджетного дефицита. Предшествующим максимумом для дефицита региональных бюджетов была планка в 15% от доходов, однако теперь она сократилась до 10%. Поэтому те регионы, которые раньше активно использовали маневры с дефицитом, в этом году получат для этого существенно меньше возможностей.

На Северном Кавказе к таким маневрам в последние годы особенно часто прибегал Ставропольский край – к примеру, на текущий год дефицит его бюджета был заложен в размере 9,67 млрд рублей при доходах 72,17 млрд.

Однако на следующий год прогноз по доходам составляет лишь 63 млрд рублей, включая федеральные дотации, а это значит, что сохранить дефицит на нынешнем уровне не удастся.

Как сообщила на недавнем брифинге ставропольский министр финансов Лариса Калинченко, дефицит бюд

Ставропольский губернатор Владимир Владимиров не стал скрывать от членов регионального правительства, что бюджет на следующий год будет еще более напряженным, чем нынешний.

Рассчитывать на существенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений не приходится, констатируют ставропольские чиновники. В связи с этим в качестве меры по балансированию бюджета предлагается сокращение расходов.

В частности, руководство края уже сделало заявление, что в следующем году не будут повышаться зарплаты чиновникам. При этом планируется сохранить и социальные обязательства, и льготы для бизнеса.

Крайний срок внесения бюджетного законопроекта в краевую думу назначен на 1 ноября. Что же касается республик Северного Кавказа, то они пока не представили общественности даже предварительные цифры по доходам и расходам на следующий год.

Поэтому не исключено, что в некоторых республиках повторится ситуация годичной давности, когда бюджет был принят за несколько часов до Нового года. К примеру, именно так произошло в Чечне и Ингушетии.

Госдолг субъектов СКФО в 2014-2015 годах, млн рублей:

Долговая пропасть

Крайне сложная ситуация возникла на Северном Кавказе и в долговой сфере. По данным Минфина РФ, за последний год госдолг субъектов СКФО увеличился на 33,3%, а совокупный долг муниципалитетов округа – на 22,6% (см. таблицу).

Среди «отличившихся» в темпах наращивания региональных долгов первое место занимает Дагестан, а по абсолютному размеру задолженности впереди Ставропольский край. Муниципальные долги самые крупные у Дагестана и Северной Осетии – уже более миллиарда рублей.

В структуре госдолга регионов СКФО преобладают кредиты от вышестоящих бюджетов.

Например, у Дагестана их размер достиг уже 11,661 млрд рублей, или более 80% от общего объема задолженности, а у Ставропольского края – 12,616 млрд рублей, или 56% от совокупного долга.

Всего за последний год объем бюджетных кредитов для регионов Северного Кавказа вырос на 66% – с 27,7 до 45,9 млрд рублей.

Госдолг муниципальных образований СКФО в 2014-2015 годах, млн рублей:

Подобное положение дел сложилось не только на Северном Кавказе – в целом российские регионы в прошлом году нарастили свою задолженность на 20%, почти до 2 трлн рублей.

В ситуации, когда перспектив роста собственных доходов у регионов все меньше, дальнейшая выдача бюджетных кредитов происходит по сути без каких-либо перспектив на их возврат в обозримом будущем.

Очевидно, пониманием этого было продиктовано недавнее предложение депутатов Госдумы от «Единой России» Сергея Неверова и Сергея Железняка – произвести реструктуризацию задолженности регионов перед федеральным бюджетом.

Однако при этом депутаты явно оставили без внимания вопрос о том, почему регионы оказались в столь плачевном финаносовм состоянии.

Общие принципы межбюджетных отношений, согласно которым бóльшая часть доходов региональных бюджетов уходит в федеральный центр, навешивающий на регионы все больше финансово не обеспеченных обязательств, продолжают оставаться «священной коровой» и для правительства, и для парламента.

Филипп Громыко

Источник: kavpolit.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий