Чем меньше мы экспортируем зерна, тем дороже наш хлеб

Чем меньше мы экспортируем зерна, тем дороже наш хлеб

Россия к 7 октября экспортировала 8,36 млн. тонн пшеницы, что ниже уровня прошлого года на 24,9%, следует из свежего мониторинга Минсельхоза. Согласно прогнозу ведомства, урожай зерна в текущем году составит 100-101 млн. тонн, что весьма неплохо, но все же меньше прошлогоднего показателя в 105 млн. Между тем цены на хлеб могут подскочить к декабрю на 12-15%, а до весны следующего года, как недавно заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев, – на 17-20%.

Минсельхоз также отмечает тенденцию к повышению оптовых цен на пшеничную муку в европейской части России. На 12 октября она составила 14,9 тыс. рублей за тонну – плюс 0,2% за неделю. Средние потребительские цены на хлеб из пшеничной муки 1 и 2 сортов, по данным Росстата, на 5 октября по сравнению с предыдущей неделей выросли на 0,3% – до 41,5 рубля за килограмм.

Напомним, что с 1 февраля для стабилизации ситуации на внутреннем рынке зерна правительство ввело экспортную пошлину на пшеницу. Первая версия ее формулы с привязкой к курсу евро действовала до 15 мая, после чего была отменена. С 1 июля заработала новая формула, привязанная к рублевым ценам на зерно и равная половине от таможенной стоимости за вычетом 5,5 тыс. рублей за тонну, но не менее чем 50 рублей за тонну.

«Кто придумал такие правила – уму непостижимо, – возмущался тогда президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский. – Наш союз давно предлагает правительству отменить экспортную пошлину на зерновые. Эта мера поможет поднять внутренние закупочные цены и поддержать крестьян. Например, пшеница третьего класса продается сейчас за 10 тысяч рублей за тонну. Это мало. В 2011 году, когда доллар стоил 32 рубля, закупочная цена была на уровне 11 тысяч рублей».

По словам г-на Злочевского, правительство должно ориентироваться на цену пшеницы более 12 тыс. рублей за тонну. Чем больше экспорт – тем больше закупочная цена зерна в интервенционный фонд, и тем больше прибыль предприятий. Но на столь радикальный шаг, как упразднение пошлины на все виды зерновых, кабинет министров не решился. Он поступил иначе – изменил прежнюю формулу.

С 1 октября пошлина составляет 50% минус 6,5 тыс. рублей, но не менее 10 рублей за тонну. Таким образом, ее вычитаемая часть увеличена на 1000 рублей. «Принятое решение позволит поддержать экспортный потенциал российского зерна, обеспечить сбалансированность внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и необходимый уровень доходности производителей зерновых культур», – говорится на сайте правительства. По оценке экспертов, новый уровень пошлины позволит повысить порог рублевой цены отечественной пшеницы до 13 тыс. рублей за тонну.

shadow Понятно, что при резком падении курса рубля пошлина столь же кардинально снижает выгоду сельхозпроизводителей. Но, с другой стороны, она позволяет избежать рисков дефицита и роста цен на зерно (и, соответственно, на хлеб) внутри страны. Правда, последнее утверждение относится все же больше к области теории. Реальность же, судя по прогнозам министра Ткачева, несколько иная.

Кроме того, при нынешней волатильности валют пошлина, расчет которой осуществляется при определенном (более высоком) курсе рубля, может быстро утратить актуальность.

Еще на один момент указывает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов. По его словам, сейчас мировые цены на пшеницу достигли исторического минимума – 190 долларов за тонну, так низко они не опускались с 2010 года. При этом цены на материально-технические ресурсы – удобрения, семена, технику и комплектующие – по-прежнему высоки и неподъемны для многих российских аграриев. Так что в ближайшие годы отрасль столкнется с высоким риском неурожаев, уверен эксперт.

Вице-президент РЗС Александр Корбут считает, что Россия могла бы экспортировать 23-27 млн. тонн пшеницы в год, причем абсолютно безболезненно, поскольку валовой сбор в этом году ожидается в размере 61,5 млн. тонн, что перекрывает все потребности страны.

«На мировом рынке зерно торгуется в долларах и евро, – сказала «НИ» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – В России цены, естественно, устанавливаются в рублях. Сейчас еще рано делать прогнозы относительно будущих объемов экспорта зерна, поскольку урожай еще не убран полностью. Основным фактором, влияющим на ценообразование, станут итоговые данные по валовому сбору зерновых культур. К этому добавятся ожидания трейдеров и ситуация на рынке».

Что касается ожидаемого роста цен на хлеб, то собеседница «НИ» не видит весомых предпосылок к этому: «Думаю, это больше связано с общим трендом на рынке продовольствия. Темпы подорожания хлеба существенно ниже, чем в случае с плодоовощной продукцией».

Георгий Степанов

Источник: newizv.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий