Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года произвёл на США ошеломляющее впечатление. В Вашингтоне поняли, что если СССР может запустить спутник на околоземную орбиту, то он сможет доставить ядерный заряд на территорию США. Ядерное превосходство Штатов было нарушено. В ответ на это в 1958 году было создано DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency — агентство передовых оборонных исследовательских проектов). На специфику работы этого агентства (далее я буду называть его ДАРПА) и её последствия обратил внимание во время своего выступления перед Советом Федерации РФ член-корр. РАН глава «Курчатовского института» Михаил Валентинович Ковальчук.
Перед ДАРПА была поставлена задача сохранения военно-технологического превосходства США. В задачи ДАРПА входит поддержка перспективных научных проектов и максимально быстрое их внедрение в военную сферу. Можно смело сказать, что т.н. учёные, работающие в ДАРПА, работают не на благо человечества, а на его уничтожение. Это полное извращение смысла и цели науки, которые сформулировали мыслители эпохи Просвещения.
Всего в ДАРПА входит семь подразделений, которые заняты исследованиями в семи областях:
Наибольшую озабоченность во всём мире вызывает разработка систем с искусственным интеллектом для военного применения и военные биотехнологии, поскольку последствия их могут быть непредсказуемые. В конце июля более на конференции по искусственному интеллекту в Буэнос-Айресе было зачитано обращение против разработки искусственного интеллекта в военной области. Под обращением подписались более 1000 учёных, инженеров и других специалистов. Двумя месяцами ранее с докладом на эту тему в ООН выступил спецдокладчик Кристофер Хейнс.
Среди подписавшихся были такие знаменитые люди, как физик-теоретик Стивен Хокинг, основатель SpaceX Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк, исполнительный директор Google DeepMind Демис Хассабис и лингвист Ноам Хомский. В письме говорится: «Так же как большинство химиков и биологов не хотят участвовать в создании химического или биологического оружия, большинство исследователей в области искусственного интеллекта не заинтересованы в том, чтобы разрабатывать на его основе оружие».
Всё это похоже на письма учёных – создателей атомной бомбы с призывами запретить атомное оружие, которые они стали писать, когда джин уже был выпущен из бутылки. До сих пор не существует всеобъемлющего договора о запрещении ядерного оружия. Схожая картина и с обычным вооружением, договор об ограничении которого предложил заключить в далёком 1899 году наш Государь Император Николай Александрович. Его призыв не был услышан, и через 15 лет грянула Первая мировая война.
Пока в ООН идут дебаты, а благодушные учёные пишут письма, разработки военных роботов идут полным ходом. Судя по речам, которые произносит президент США Барак Обама, США не откажутся от превосходства в этой области. Вспоминается фильм «Терминатор-2. Судный день». Один из героев этого боевика – программист Майкл Дайсон после того, как ему всё объяснили, решает уничтожить все свои разработки вместе с лабораторией и героически погибает. Найдётся ли такой Дайсон среди сотрудников ДАРПА?
Надо ли объяснять, чем могут быть опасны биотехнологические военные разработки? Хотя конвенция о запрете биологического оружия была принята 90 лет назад, биологическое оружие до сих пор существует. Но в нём используются штаммы природных бактерий и вирусов, которые хорошо изучены и против которых есть вакцины. Методы генной инженерии позволяют создать микроорганизмы принципиально новых видов с заданными свойствами. Но как они себя поведут в окружающей среде, если, не дай Бог, случится какая-то утечка, вряд ли кто-то способен предсказать.
Но микроорганизмы – это полбеды. С чумой справились, и на эти управу найдём. В лабораториях ДАРПА активно работают над манипуляциями с человеческим геномом. Успехи в этой области дадут фантастические возможности по выведению новых пород людей. А если учесть, что ДАРПА работает на войну, то понятно, что это будут за люди.
Идеальный солдат – это хорошо, но ещё лучше – противник, который сам сдаёт свою страну без боя, в т.ч. и путём отказа от воспроизводства солдат для своей армии. В Меморандуме национальной безопасности США NSSM 200 от 1974 года говорится: «…политика в области народонаселения становится весьма важной для соблюдения экономических интересов США. Следует создать социальные и психологические предпосылки для якобы стихийного снижения рождаемости… Мы должны позаботиться о том, чтобы наша деятельность не воспринималась развивающимися странами как политика развитой страны, направленная против этих стран…»
Рецепт создания этих социальных и психологических предпосылок для якобы стихийного снижения рождаемости сформулировал глава Всемирной организации здравоохранения Г.Б. Чисхолм, который занимал этот пост в с 1948 по 1953 годы: «Чтобы прийти к мировому правительству, необходимо изгнать из сознания людей их индивидуальность, привязанность к семейным традициям, национальный патриотизм и религиозные догмы. Уничтожение понятий истины и лжи, которые являются основой воспитания ребёнка, замена веры в опыт старших рациональным мышлением – вот запоздалые цели, потребные для изменения человеческого поведения».
До сих пор для воплощения этого плана в жизнь использовался медленный и не слишком надёжный метод прямой и косвенной пропаганды вполне определённой системы ценностей. Несомненно, успехи есть. Традиционная мораль и обычная семья по всей Европе предаётся осмеянию, зато увеличивается число стран, в которых легализованы однополые браки. И всё это на фоне снижающейся рождаемости коренного населения Европы параллельно с увеличением потока мигрантов из стран, где с рождаемостью всё в порядке.
Но каких это трудов стоило! Сколько времени было потрачено на промывку мозгов! И кое-где случаются сбои. Россия, например, внезапно отвернулась от либеральной пропаганды и не желает делать уступок ЛГБТ сообществу. В России вырос патриотизм, а семья считается в народе одной из базовых ценностей. Мало того, россияне перестали вымирать. Какой провал!
Генная инженерия и уже не кажущаяся фантастикой возможность изменения генного кода человека, делает ненужно громоздкий аппарат пропаганды. Тем более, что его легко заметить и включить контрпропаганду. При помощи достижений в биотехнологиях всё можно делать тихо и незаметно. Например, через центры Всемирной ассоциации планирования семьи, которая давно подозревается в нечистых делах. Некоторые из них всплывают наружу.
И если бы только специалисты ДАРПА работали на уничтожение человечества. Невольно им помогают учёные всего мира. США, пользуясь своим влиянием, перевели всё мировое научное сообщество на систему грантов. Грант – это деньги, которые получают учёные под выполнение определённых проектов. Одним из условий, которые ставятся перед исполнителями гранта, является публикация результатов работы в открытых научных журналах.
Благодаря такому подходу мировое научное сообщество становится совершенно прозрачным, а важная информация об исследованиях оказывается доступной всем, в т.ч. и специалистам ДАРПА. И совершенно даром. Добавим ещё и систему образования, которая даёт фундаментальные знания лишь небольшому числу избранных. Большинство же выпускников мировых ВУЗов – это узкие специалисты, которые даже не способны в силу узости специализации увидеть опасность, которую могут нести их исследования.
Очевиден факт, что человечество входит в новую фазу технологического развития. Будем ли мы столь же беспечны, какими были в начале промышленной революции, когда рванули за научно-техническим прогрессом, приведшем нас на порог мирового экологического кризиса и сырьевого дефицита, провоцирующего войны? Есть ли альтернатива самоубийственному пути деградации?
Альтернатива есть! Ещё в начале прошлого века наш учёный и мыслитель Владимир Иванович Вернадский высказал гениальную идею о том, что разум социального человека, воплощённый в его труде, становится новой мощной геологической силой, и предупредил всех нас: «В геологической истории биосферы перед человечеством открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой разум и труд на самоистребление».
Долгое время наука и технология шли дивергентным путём, т.е. путём дробления на всё мелкие области и всё более узкой специализации. Этот путь антиприроден по сути своей. Чтобы вернуться к природе, нужно создавать «природоподобные» технологические схемы, что возможно при конвергентном подходе, т.е. на стыке разных научных дисциплин.
Конечно, разные междисциплинарные исследования проводятся давно, но всеобъемлющий синтез наук – это дело будущее. И это будущее создаётся в России – в Научно-исследовательском центре «Курчатовский институт», при котором создан не имеющий аналогов в мире центр конвергентных технологий – НБИК-центр. Аббревиатура НБИК образована от начальных букв четырёх научных направлений, соединённых в одно – нано-, био-, информационные и когнитивные технологии. Этот центр обладает уникальным набором научной аппаратуры и ещё более уникальными научными кадрами, подготовкой которых занимается «Курчатовский институт».
Итак, мы видим две философии, два взгляда на мир. Взгляд ДАРПА – это взгляд сквозь ружейный прицел. Это пренебрежение жизнями людей и судьбами мира ради превосходства одной страны над всеми. И взгляд нашего НБИК- центра – это взгляд на мир, как на живой организм, который нужно беречь. И взгляд на человека, как на высшую ценность, ради будущего которого и должна работать наука и технология.
Евгений Радугин
Источник: cont.ws