Патриоты гордятся тем, что Россия – богатая ресурсами страна. Либералы часто говорят, что ресурсы – наша беда. Дескать, они расхолаживают: разрыть экскаватором землю и загрузить вагоны ресурсом – дело не хитрое. Богатство земли делает нас безынициативными, пассивными. Вот если бы у нас не было ресурсов, тогда бы мы нам пришлось раскидывать мозгами, как заработать денег, мы бы поднапряглись и собрали свой айфон.
Также есть мысль, что, говоря о богатстве, патриоты намеренно выбирают именно те ресурсы, которые у нас в избытке, и замалчивают те, которыми мы не располагаем.
Я предлагаю через призму этих двух мнений взглянуть на залежи редких металлов.
Редкие металлы – это название довольно большой группы металлов (свыше 50), которые нечасто встречаются в природе. Это как раз тот случай, когда золотник мал, да дорог, и чем дальше, тем он становится нужнее.
И чтобы быть объективными, возьмем группу легких металлов. Посмотрим, насколько мы богаты ими, и так ли легко их добывать.
Литий
Применение
Он уменьшает плавкость стекла, что позволяет экономить на энергозатратах. Соответственно, это производство – пока лидер по потреблению лития. Но потребность в литий-ионных батареях все сильнее возрастает, пока будущее электромобилей неразрывно связанно с ними. Ну, и айфончики добавляют свои 5 копеек.
Литиевое мыло используется как высокотемпературная смазка. А если, скажем, при выплавке добавить литий в алюминиевый сплав, то мы повысим его удельную прочность. Ну, и так далее.
Будущие термоядерные электростанции будут работать, используя литий. Но это отдельный разговор, который еще впереди.
Использование лития: керамика и стекло (29%), источники тока (27%), смазочные материалы (12%), непрерывная разливка стали (5%), регенерация кислорода (4%), полимеры (3%), металлургия алюминия (2%), фармацевтика (2%), другое (16%)
Мировая добыча
На каждую тонну земной породы в среднем приходится всего 20 гр. лития. Поэтому добывать его достаточно сложно. Для сравнения: на каждую тонну породы приходится 56 кг железа.
В принципе, добра этого в земле хватает, но рентабельных по добыче месторождений не так много. В основном это Чили – 7 миллионов 500 тыс. тонн. В Китае 3,500 миллиона тонн. Остальные страны располагают вместе взятые 2 миллионами тонн. Всего у человечества есть в распоряжении около 13 миллионов тонн.
Каждый год добыча металла растет и сейчас составляет почти 40 тыс. тонн в год. Итого, лития нам хватит на 3 столетия.
Россия
С литием у России интересные отношения. С одной стороны, запасы у нас существенные, позволяющие находится, как минимум, в десятке лидеров, однако цифры не разглашаются. Редкие металлы – стратегические ресурсы, знаете ли.
В СССР литий активно добывался, но шел весь на военку и ядерную энергетику. После развала СССР с военкой у нас стало все тяжело – потребление лития упало в разы, а добыча остановилась. Данных о том, насколько оно запущенно я, не нашел.
Проблема, судя по всему, в том, что разработка наших рудных месторождений нерентабельна, пока в Южной Америке идет разработка гидроминерального сырья: соленой воды озер. Дешевле покупать у них.
Тут ведь в чем еще дело: литий не лежит в земле в одиночестве, вместе с ним присутствуют и другие редкие металлы. И если мы не добываем литий, это не значит, что добыча в этом месторождении простаивает – мы добываем что-то другое.
Однако, работать с литием мы не прекратили, технологии имеются. Данных по производству найти не удалось, но только на экспорт в 2013 году мы отправили 1873 тонн литиевой продукции. Из них 273 тонны – это металлический литий. Стоимость на рынке 4 100 – 4 500 р. за 1 кг.
Рубидий
Он применяется в электронной промышленности, в специальной оптике, в атомной промышленности, в медицине. Его рассматривают как перспективный теплоноситель. Пары рубидия используются как рабочее тело в лазерах. В составе смазки применяется в условиях вакуума. В общем, хороший метал, иногда может заменить цезий. Вот только в виде минералов не встречается и крайне рассеян в земной коре. Зато его там целых 90 гр. на 1 тонну.
Мы знаем, как его добывать, но пока получаем как побочный продукт в процессе производства лития. Пожалуй, это одни из немногих металлов, которого больше, чем нужно. Рынка как такового нет, а значит и цены. Но что-то мне подсказывает, что дешевизной он не отличается.
В России ситуация такая же, как с литием. Когда нам он нужен – мы просто покупаем тонну-другую сырья и производим, сколько нам нужно, рубидия.
Цезий
Используется в фотоэлементах. Скажем, вам нужно сделать селфи в коротковолновой ультрафиолетовой области электромагнитного излучения – цезий к вашим услугам. В оптике без него тоже никуда. Когда вы в следующий раз на задании будете смотреть через очки ночного видения, знайте, в них был применен цезий. Плюсуем сюда работу в качестве катализатора, в качестве источника тока, источника света, в энергетике. Кстати, в медицине препаратами с цезием лечат шизофрению. Кто бы мог подумать.
Хороший металл, только на 1 тонну земной породы приходится всего 3 грамма цезия. Беда. Но хоть в минералах встречается, уже лучше. Минералов с цезием много, но добыча главным образом ведется из поллуцита.
Общих мировых запасов насчитали на 180 тыс. тонн, в год добывают всего 9 тонн. А потребность превосходит 85 тонн. Ну, зато цезия хватит надолго.
Кстати, если у кого-то есть деньги, и вы не знаете, какой бизнес открыть – вот вам отличное направление для раздумий: рынок огромен, спрос колоссален, рыночная цена за 1 грамм больше чем у золота!
Есть только одна сложность: для получения цезия требуется многократная ректификация, очистка на металлокерамических фильтрах, нагревание с геттерами, многократная ступенчатая кристаллизация и все это в хорошем вакууме.
Но зато бизнес для настоящих мужиков! Только осторожнее – этот металл горит на воздухе.
Лидер по добычи цезия – Канада, но и в России есть свои мощные месторождения на Кольском полуострове, в Восточном Саяне и Забайкалье. Переработка поллуцита и получение цезия ведется в Новосибирске на ЗАО «Завод редких металлов». Это завод, где вы можете заказать любой редкий металл в любом виде, в промышленных объемах, тот же литий или рубидий.
Надеюсь, вы уже оценили: чтобы только цезий произвести, нужно несколько больше, чем экскаватор и железнодорожные вагоны. А один «Завод редких металлов» – это такое производство, для которого только специалистов нужно готовить не один десяток лет, не говоря уж о том, чтобы проработать и оптимизировать столь сложные производственные цепочки.
Бериллий
Вредный, но полезный металл, скажем, в легировании сплавов. Еще его используют в рентгенотехнике, ядерных технологиях, в лазерах, в ракетном топливе и огнеупорных материалах.
Немцы вот, придумали делать пружины с применением бериллия для пружин скорострельных авиационных пулеметов еще перед Второй Мировой войной. Бериллий делает пружины почти «вечными». Тогда все производство этого металла было сосредоточенно в США, поэтому когда война разразилась немцам пришлось туго. Тогда они обратились за посредничеством к нейтральной Швейцарии. Люди из Берна были, конечно, против нацизма, но деньги любили больше. Поэтому американцам пришлось очень удивиться, когда швейцарцы заказали столько бериллия для пружин часовых механизмов, сколько хватит на все часы мира. Пришлось Швейцарцам покупать бериллий для немцев более скрытно.
Бериллия в породе 2,8 грамма на 1 тонну. Однако он встречается в виде минералов, где достигает даже сотню грамм на тонну. Месторождения есть на территории Бразилии, Аргентины, Африки, Индии, Казахстана и России. У нас это Ермаковское месторождение в Бурятии.
Мировой лидер по производству бериллия исторически – США, за ним идут Китай и Казахстан.
Тут такой интересный момент. Мощности по производству этого металла в СССР находились на территории Казахской ССР, ну там и остались после развала СССР. До недавнего времени мы не заморачивались, а покупали необходимую продукцию у соседей.
Однако мы учитываем опыт немцев.
Сначала мы запустили Ермаковское месторождение. Затем, в 2014 году, мы впервые в истории Новой России произвели первый образец бериллия. Сейчас строится завод по переработки руды в бериллии и материалов на его основе. Сейчас мировой рынок бериллия подходит уже к 465 тоннам. Мы планируем взять на себя 25% производства, полностью обеспечить внутренний рынок, а затем устремится во внешний.
Резюмируя
Подытожим. Страна у нас богатая, это безусловно. Не по всем полезностям мы на первом месте и даже не на втором, но свои запасы имеются всего понемногу.
Однако из 4 металлов мы добываем только два. Вполне возможно, что добываем еще и литий, но начали это делать относительно недавно и тихо, поэтому СМИ этому внимания не уделили. Может, кто встречал информацию?
Однако даже не добывая ресурс, мы занимаемся переработкой его сырья и изготовлением продукции на основании этого ресурса. Скажем, тот же цезий – в мире не так много стран, у которых есть возможность получать его в промышленных масштабах.
Если наш спец темной Сирийской ночью будет целиться из снайперской винтовки в голову командира ИГИЛовских головорезов, знаете, что этот прицел собран на заводах Минобороны с использованием дорогого цезия, произведенного и добытого из нашей земли.
Сергей Черкасов
Источник: politrussia.com