Прошедшие в пресс–центре «Парламентской газеты» нулевые чтения законопроекта об отношениях ретейла и поставщиков («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности») показали, что достижение компромисса еще впереди
На сегодняшний день законопроект уже принят в первом чтении. Парламентарии и отечественные товаропроизводители считают его полезным, торговля эту точку зрения не разделяет. Позицию сторонников документа подтверждает проведенное ВЦИОМ исследование взаимоотношений двух заинтересованных сторон, субъектов регулирования. Более 73 процентов его участников из компаний–поставщиков семи федеральных округов отметили, что торговые сети навязывают условия (часто кабальные и даже грабительские) сотрудничества и пренебрегают коммерческими интересами партнеров. Каждый второй упомянул о необходимости оформлять обязательные «входные билеты» и принуждении к заключению дополнительного договора оказания услуг. С торговыми сетями из опрошенных сотрудничают 75 процентов, 18 – не смогли установить контакты из–за высокого процента платежей и длительных сроков оплаты.
Поставщики против дискриминации
Проблема возникла не сегодня. Крупные бренды, безусловно, внесли и вносят огромный вклад в развитие российской торговли и при этом не забывают о своей статусной ренте, поэтому стараются выжать по максимуму из возможностей рыночного ресурса, который по масштабу влияния сравним с административным. Отечественные производители продовольствия еще лет десять назад заговорили о дискриминации в ходе продажи продукции крупным сетям. Вступивший в действие с 2010 года закон о торговле оставил лазейки, позволяющие ретейлерам продолжать дополнительные, по выражению поставщиков, «поборы».
Не сняли проблему учреждение Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) и принятие Кодекса добросовестных практик с указанием основных правил поведения торговли и ее контрагентов. Вряд ли поставит в ней точку и еще один механизм достижения консенсуса вне законодательных рамок – Третейский суд, созданный на базе «Деловой России».
Вывод о недостаточности ныне действующих средств саморегулирования вытекает из того, что в 2015 году конфликт между владельцами торговых сетей и производителями вспыхнул с новой силой. Санкции и экономический кризис обострили дефицит оборотных средств у российских поставщиков, и это сыграло свою роль в их жалобах на постоянно растущие бонусы, премии и прочие элементы «дани» со стороны больших торговцев. Стало понятно, что без дополнительных законодательных мер для оформления новых правил игры не обойтись.
Арбитражные суды уже не первый год разбирают иски по дискриминационным мотивам. В минувшем июле состоялось очередное заседание Арбитражного апелляционного суда по обвинению ЗАО «Тандер», работающего под брендом «Магнит» (Кипрский офшор Lavreno Ltd.), в дискриминации своего поставщика ООО ПКФ «Маяк». Партнеры не сошлись в цене на чечевицу, продаваемую в магазинах сети с наценкой 135 процентов. В том же месяце Санкт–Петербургское управление ФАС оштрафовало «Ленту» (Британские Виргинские острова) на два миллиона рублей за навязывание поставщикам бакалеи договоров на маркетинговые услуги.
За подобные провинности столичный арбитраж постановил взыскать с Metro Cash & Carry (Германия) в пользу СК «Торговля» 166 миллионов рублей плюс 38,9 миллиона рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. По другому делу поставщики рыбы из этой компании судятся с Меtro уже пять лет. Аналогичные нарушения во взаимоотношениях с поставщиками ФАС обнаружила у сетей «Молния», «Пятерочка» и «Перекресток» (все – Нидерланды), и перечень нарушителей можно продолжать. Эти данные представила на слушания Общественная палата РФ.
Обратили внимание на юрисдикционную принадлежность сетей? Да, самые мощные и раскрученные из них зарегистрированы за рубежом: «Билла» в Австрии, «Дикси», «Азбука Вкуса», «Седьмой континент» и «Глобус» на Кипре, «О*КЕЙ» в Люксембурге. Имеет ли этот факт отношение к теме разговора? Да, имеет.
Сверхзадача законопроекта – интересы потребителей. Для них очень важны современные условия продажи – чистый торговый зал, разнообразный ассортимент, вежливый персонал. Но не менее важны цены и свежесть товара. Этим требованиям больше отвечает продукция местных поставщиков. Но посмотрите на полки продмаркетов, особенно в больших городах, – товары со всего света.
Большие торговые сети заинтересованы в стандартизированных поставках, что становится камнем преткновения для малых поставщиков. Следствие –увеличение потребления нами продукции с высокой долей консервантов и химических компонентов, обеспечивающих длительные сроки хранения сетям и потерю здоровья населению.
В поисках баланса интересов
Поэтому одна из целей законопроекта – облегчить доступ в сети продукции отечественных, в том числе местных, производителей. Они выиграют, с точки зрения авторов документа, от защиты их прав за счет ограничения для сетей предела вознаграждения – так называемого ретробонуса с десяти до трёх процентов стоимости от продаж товара, снижения сроков оплаты, а также «порога доминирования» на рынке монополистов – с нынешних 25 процентов до 15. Смысл в этом есть. В 2009 году, когда не было сдерживающих законодательных рычагов, доля второй по обороту в нашей стране розничной сети X5 Retail Group (Нидерланды) на рынке Санкт–Петербурга выросла до 35 процентов.
Общественная палата РФ, которая поддерживает концепцию законопроекта (при условии его доработки), видит в нем инструмент для выстраивания баланса интересов между производителями, ретейлом и потребителями. Эксперты сходятся на том, что всем заинтересованным сторонам следует объединиться и создать саморегулируемые организации для выработки консенсусных решений. К этой позиции близок и Минпромторг России. Замминистра Виктор Евтухов дал понять, что в случае провала саморегулирования основной акцент придется делать на нормативно–правовое регулирование.
На нулевых чтениях законопроект защищали представители Общественной палаты. На удивление не было поставщиков. От них выступил лишь председатель совета директоров ООО «ТК Зеленая Верея» Игорь Димитрищак. Позицию сетевиков ярко выразил глава представительства «МЕТРО АГ» Алексей Григорьев: «Дайте потребителю определить, куда он хочет пойти. Сейчас человек голосует за качество услуги, а не товара. Торговля сегодня не продает товар, она продает услугу по доставке товара в определенное место, в определенном качестве, в определенной упаковке, с маркировкой, отражающей все потребительские качества».
В случае снижения бонусов, предупредил он, торговля лишится возможности выравнивания цен между разными категориями и артикулами товаров, что повлечет за собой вымывание их ассортимента. Соответствующий уровень требований, по его мнению, идет поставщику на пользу. Он привел пример, как благодаря этому российские сыроделы в условиях санкций быстро научились производить кондиционные твердые сыры, которые поначалу не выдерживали промышленной резки… Главная позиция оппонентов: государство должно не наказывать всех, а поощрять тех, кто хочет «цивилизовать» рынок.
Представитель ТПП РФ Александр Борисов усмотрел коренной недостаток документа в его односторонности, что приведет к компенсации сетевиками издержек за счет снижения цен поставщиков и повышения отпускных цен. Это ударит по потребителю. «Рыночная сила», сказал он, не на стороне ретейла, а на стороне крупных региональных производителей, поскольку степень их консолидации выше, чем у торговли.
Нет проблемы, на его взгляд, и в выправлении отношений крупных сетей с региональными мелкими поставщиками, поскольку последние сбывают продукцию в сетевой рознице –на рынках и ярмарках, доля которых 55 процентов в общем товарообороте страны (у федеральных сетей – 21). В дополнение к экономической несостоятельности законопроекта, констатировал он, документ еще и политически несвоевременен. Обсуждение его идет в условиях продолжающегося с начала года снижения доходов населения, сокращения внутреннего спроса и ежемесячного закрытия 400 торговых предприятий, а впереди – парламентские выборы.
Диверсификация форматов
Пафос закона, указывали критики, направлен на оптимизацию отношений ретейла с малыми и средними поставщиками, а это совсем небольшой фрагмент нынешней проблематики торговли. Первый зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков связал торможение развития конкурентной среды в отрасли с отсутствием отечественных логистических компаний. Аналогично тому, как в автопроме локализуют производство, в товаропроводящей системе назрела локализация складской и инфраструктурной составляющей, убежден он. С этим условием и должны приглашаться в Россию впредь крупные торговые сети.
Это даст ключ к появлению у нас своих средних сетей. Они вместе с нестационарной, мобильной торговлей, широко востребуемой в малых городах, позволят диверсифицировать систему торговли в плане многоформатности. Сейчас низкомаржинальные компании, которые в отличие от китов ретейла не могут брать кредиты на Западе, с рынка выталкиваются по чисто экономическим показателям. Инструмент для изменения ситуации – субсидирование процентной ставки целевым образом, что делается в других странах. Становление средних сетей неизбежно даст толчок развитию местного производства.
Второе недостающее звено в товаропроводящей системе России – институт оптовой торговли, уничтоженный в 90–е годы. Именно его отсутствие, объяснила начальник Управления продовольственной безопасности Департамента торговли и услуг Москвы Елена Жафярова, разорвало связь производителя с розничной торговлей. Первый часто не в состоянии войти в сеть из–за того, что не может технологично упаковать и доставить партию товара, чтобы соответствовать требованиям сетей. Раньше этим занималась оптовая торговля.
Диверсификация отрасли, а значит, и совершенствование отношений между торговлей и поставщиками, невозможна и без воссоздания в том или ином формате еще одного утраченного в ходе преобразований звена – системы потребкооперации. Директор НП «Лесной Союз», член Общественной палаты РФ Виктор Грачев заметил, что в России забыли о пищевой функции леса.
Ежегодный урожай дикорастущих составляет 6 млн. тонн грибов, 3 млн. тонн клюквы, 2 млн. тонн черники, а их реальный сбор не превышает 3-6 процентов. А ведь есть еще лекарственные растения и охотничьи ресурсы. Бесплатные дары природы пропадают втуне из–за того, что нет мелких торговых сетей на муниципальном уровне и соответствующей логистики…
Прозвучавшие аргументы заслуживают осмысления и анализа. Что касается самого законопроекта, то все выступления объединил вывод о желательности движения к саморегулированию. Это совпадает с тем, как видит концепцию законопроекта председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков. Он уверен, что в ноябре документ пройдет второе чтение.
При этом саморегулирование не отменяет необходимости усиления контроля ФАС за сетями, сокращения сроков оплаты поставленного товара и уменьшения ретробонусов – того главного, на чем сделали акцент законодатели. Такие шаги обеспечат более справедливые отношения и честную конкуренцию в торговле, что отразится на ценах. А от этого выиграют потребители, то есть все. «Это важный социальный закон», – убежден он.
Источник: russia-today.ru