Удивительно получается: чиновники регулярно заявляют о повышении зарплат работникам социальной сферы, однако реальные цифры заявленным отчего-то не соответствуют.
Так, например, по официальным данным, средняя зарплата российского врача за 2014 год составила 46,2 тысячи рублей, а среднего медперсонала – в среднем 26,3 тысячи рублей. Согласно же данным мониторинга фонда “Здоровье”, 23,6% врачей в государственных клиниках имеют ставку менее 10 тыс. рублей, 24% сообщили о заработной плате от 10 до 15 тыс. руб., еще 14% получают от 15 до 20 тыс. руб. И только 4,1% врачей ответили, что получают 50 тыс. и более (самая благоприятная ситуация – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Якутии, ХМАО). В коммерческих организациях этот показатель составляет 13,2%
Как так получается? На примере манипуляций с зарплатами врачей издание «Вести Карелии» проследило, на какие «статистические хитрости» идут чиновники, чтобы выполнить так называемые майские указы Путина об обязательном повышении зарплат, избегая при этом реального повышения бюджетных расходов.
Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты, пишет издание. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Сам Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат без оглядки на кризис и прочие обстоятельства, намеченные цели должны быть достигнуты.
Есть несколько способов, которые позволяют чиновникам формально показывать нужные цифры, а в реальности не приводят к увеличению зарплат медиков. Самый эффективный — подсчет зарплаты врачей без поправки на количество ставок, которые они занимают. Игнорирование среднего коэффициента совместительства по отрасли (1,5 – на три ставки трудятся два врача) позволяет Минздраву на бумаге показать более высокий уровень зарплат медиков, рассказала РБК председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству (АСМОК) Гузель Улумбекова. В результате заявленная средняя зарплата медиков (46,2 тыс. руб. в 2014 году по данным Росстата) получается на 50% выше, чем оплата за одну ставку.
Ситуацию в Карелии изучили активисты Общероссийского народного фронта. По данным ОНФ, в Карелии главврачи получают от 1,1 млн до 2,4 млн рублей в год. Так, руководители Больницы скорой медицинской помощи Петрозаводска и Республиканского кожно-венерического диспансера заработали за прошлый год по 1,4 млн рублей. Доход главного врач Пряженской ЦРБ составил 1,6 млн рублей. Главврачи Сегежской ЦРБ и Центра СПИД получили за 2014 год по 1,8 млн рублей. Руководители же Медвежьегорской ЦРБ и Республиканской больницы заработали по 2,4 млн рублей.
Средняя зарплата врачей в Карелии по итогам 2014 года составила 47 тысяч рублей.
Однако «среднюю» оплату труда предлагают в регионе далеко не всем специалистам. По мнению директора Фонда «Здоровье», представителя Центрального штаба ОНФ Эдуарда Гаврилова, из-за высокого процента совместительства, а также в связи с учетом в расчетах достаточно высоких зарплат руководителей медицинских организаций картина с зарплатами медиков необъективна и нуждается в срочной корректировке.
«В ЦРБ часто один-два специалиста оказывают плановую и экстренную помощь круглосуточно. А средняя зарплата считается без учета реальных ставок, занимаемых врачами, а рассчитывается исходя из начислений на физическое лицо до вычета подоходного налога», – рассказал на одном из круглых столов на площадке ОНФ в Карелии заместитель главного врача Пудожской ЦРБ, депутат Законодательного собрания, член регионального штаба Александр Неймеровец.
Минздрав РФ несколько лет назад выступал с предложением установить максимально возможную разницу в зарплатах между руководителями медучреждений и рядовыми врачами – в восемь раз.
«Такая разница слишком большая. Выступая на форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!», президент Владимир Путин предложил установить возможное завышение на уровне определенного процента, что выглядит более справедливым.
Необходимо разобраться, почему должностные оклады бюджетников формируются так, что могут расходиться в десятки раз и даже больше. Нужно принять меры по устранению этих перекосов», – заявила сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» Ольга Тимофеева.
На данный момент стремление властей в регионах исполнить указы привело отчасти к тому, что медицинский персонал сокращают, а на оставшихся людей возлагают обязанности уволенных.
СПРАВКА:
По данным председателя ФФОМС, в 2014 г. коммерческими страховыми медицинскими организациями (СМО) – посредниками между ФФОМС и государственными же лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) – получено: 13,7 млрд руб. на ведение дел, 3,7 млрд руб. – штрафы на ЛПУ, 2,7 млрд руб. – на полисы ОМС нового образца. Итого прямые расходы на имитацию конкуренции – 20,1 млрд руб. в год, пишет Netreforme.org.
С другой стороны, по данным Счетной палаты РФ, в этом же году сокращено 90 000 медработников (при дефиците в 143 000 человек) и за счет этого на рост зарплат направлено 3,28 млрд руб. – в 6 раз меньше, чем на посредников.
Задачу повышения зарплат власти решают параллельно с сокращением количества врачей, соответственно уменьшается обеспеченность населения врачами. По данным Счетной палаты, в 2014 году она снизилась до 39,7 на 10 тыс. населения (с 41 в 2013 году) и стала ниже показателя, зафиксированного в госпрограмме «Развитие здравоохранения» — 40,2 на 10 тыс. населения.
В начале 2015 года ситуация изменилась, говорят эксперты РБК. За последние полгода, с конца 2014 — начала 2015-го, зарплаты медиков уже не растут, отмечают в фонде «Здоровье». Это же относится и к работникам образования и культуры, следует из заявления, которое в начале июля сделал директор департамента Минтруда Виталий Колбанов. Он отметил, что соотношение «между зарплатой в соцсфере и экономикой» за пять месяцев 2015 года не увеличилось относительно того же периода прошлого года и составляет в среднем 81%.
В следующем году ситуация и с расходами на здравоохранение, и с зарплатами будет еще хуже, предупреждает Улумбекова. «В 2016 году запланированные госрасходы в сопоставимых ценах с 2013 годом будут меньше на 20%. Поэтому — ну, хорошо, формально мы будем выполнять указы: средняя зарплата по экономике упадет, и будет казаться, что соотношение к ней зарплаты медработников вырастет, но кого мы собираемся этим обмануть?» — поясняет Улумбекова из АСМОК.
От такого выполнения майских указов ситуация в здравоохранении не улучшится, продолжает Улумбекова. Реальные зарплаты медработников будут падать, а значит, кадры продолжат уходить из отрасли, доступность медпомощи для населения будет падать.
В ближайшие месяцы, возможно, чиновникам удастся форсировать достижение требуемых показателей, даже без повышения зарплат работником соцсферы.
Постановление «О совершенствовании статистического учета» принято правительством РФ. Новая методика опубликована на сайте Росстата.
Как сообщает “Рамблер. Финансы”, до сих пор средний заработок в экономике рассчитывался на основе зарплат работников крупных и средних предприятий, теперь в расчет добавят доходы занятых по найму в малом бизнесе, у индивидуальных предпринимателей и у частных лиц.
Постановление правительства рекомендует региональным властям учитывать новые расчеты при планировании индексации зарплат работников бюджетной сферы, но обеспечить в 2016 г. номинальный уровень зарплат не ниже 2015 года.
По новой методике средняя зарплата окажется ниже примерно на 12%. В результате, в 2016 году, когда настанет время обязательной индексации зарплат, чиновники формально ее повысят, но фактически заработки россиян останутся на уровне 2015 года.
Источник: stringer-news.com