На прошедших накануне в Астане межсирийских переговорах большинством участников принята итоговая декларация о принципах политического переустройства Сирии после войны. Сирийская оппозиция предлагает провести в 2016 году парламентские выборы под международным контролем, распространить модель Сирийского Курдистана на всю страну, сформировать правительство национального единства с «неограниченными полномочиями», а также предоставить право избираться в парламент зарубежной оппозиции. Все эти изменения должны быть закреплены в конституции 2012 года до тех пор, пока новый парламент не составит новую конституцию.
Принятая декларация частично проливает свет на политическое урегулирование сирийского конфликта после завершения борьбы с ИГ, однако умалчивает о судьбе Асада в будущем Сирии. Британский МИД признал, что Асад необходим для завершения политических преобразований в Сирии, причём, на неограниченное время. Запад смягчил свою позицию в отношении Асада в связи с тем, что в АТО против ИГ вступила Россия. Однако не отказался от ухода Асада, а лишь отодвинул его по времени. Сирийская оппозиция предпочла оставить судьбу своего президента на усмотрение мировых держав, понимая, что его участие в будущем Сирии будет зависеть от исхода нынешней антитеррористической операции России и США.
На этом фоне США вводят в политическое урегулирование в Сирии своего агента – Национальную коалицию (оппозиционных и революционных сил, НКОРС), реабилитируя в борьбе с ИГ её боевое крыло – Сирийскую свободную армию (ССА). Последняя окончательно утратила влияние на фронте ещё два года назад, а с появлением ИГ и вовсе исчезла, окончательно уступив своё место террористам. Однако США вновь возродили ССА численностью 3-5 тыс. человек в битве за Ракку в союзе с курдским ополчением. Откуда у США такой резерв «арабских добровольцев», если 16 сентября на сенатских слушаниях в Конгрессе выяснилось, что от ССА осталось всего пять бойцов?
Теперь понятно, что это был всего лишь отвлекающий манёвр, устроенный для дезинформации сенатором Маккейном. Трёхтысячный корпус «умеренной оппозиции» был подготовлен США на специальной базе в Иордании. Изначально он предназначался для наземного контроля над бесполётной зоной на юге Сирии, от Дераа до Дамаска. Но после того как Россия перекрыла сирийское небо ракетным крейсером «Москва», а боевики «Фронта ан-Нусра» в Дераа стали массово сдаваться властям, были вынуждены отказаться от этого плана и действовать, исходя из новой военной ситуации. Не исключено также, что это те самые три тысячи боевиков, которые накануне бежали из Сирии в Иорданию, учитывая круговорот боевиков в Сирии, который устроили там американцы.
Как бы там ни было, Вашингтон вновь выводит ССА на театр военных действий, чтобы реабилитировать на межсирийских переговорах Нацкоалицию, обеспечив ей особое право в будущем урегулировании за счёт участия её военной организации в захвате столицы ИГ – города Ракка. В этом, вероятно, и заключается анонсированное Пентагоном намерение «противостоять России» в Сирии. Уже в ноябре начнётся международное урегулирование сирийского конфликта в Женеве, на котором стороны предъявят по счетам, а США пока что нечего представить по части заслуг в борьбе с ИГ. Захват Ракки может вывести ССА, а вслед за ней и Нацкоалицию, в первое приближение в послевоенном обустройстве Сирии, чтобы предъявить особые права на Дамаск.
Источник: politobzor.net