В воскресенье 11 октября пройдут выборы президента Республики Беларусь. Уже идет досрочное голосование. Практически ни у кого нет сомнений, что выборы в первом туре выиграет действующий глава государства Александр Лукашенко. Однако главная интрига президентской кампании в Белоруссии традиционно уже заключается не в итогах голосования, а в том, что будет после него: признает ли Запад легитимность выборов и как поведет себя радикальная белорусская оппозиция.
Лукашенко начинает и выигрывает
Кандидатами в президенты Белоруссии являются четыре человека: Сергей Гайдукевич, Татьяна Короткевич, Николай Улахович и Александр Лукашенко. Все опросы общественного мнения обещают победу в первом туре Александру Лукашенко.
Согласно опросу Информационно-аналитического центра при Администрации президента Республики Беларусь (ИАЦ), 79,5% жителей страны доверяют действующему главе государства. По данным исследования оппозиционного НИСЭПИ (Независимый институт социально-экономических и политических исследований, располагающийся в Литве), Лукашенко тоже выигрывает выборы в первом туре, хотя и не с таким высоким результатом. Сентябрьский опрос оппозиционного центра даёт действующему президенту 46% голосов. Как отмечают эксперты НИСЭПИ, если в голосовании примут участие заявившие об этом 72,5% респондентов, то 46% голосов за Лукашенко превратятся в 64%.
Более спокойных президентских кампаний в Белоруссии до сих пор не было. Дело не только в очевидной всем, включая белорусскую оппозицию, безальтернативности сценария очередного переизбрания Александра Лукашенко. Отличительная черта нынешних выборов — отсутствие громких медийных и уличных кампаний оппозиции, а также значительно меньший по сравнению с прошлыми выборными кампаниями уровень информационного и дипломатического давления на Минск со стороны Запада. Впрочем, это не значит, что нынешние выборы интересуют США и ЕС меньше, чем предыдущие: наоборот на фоне украинского кризиса интерес Запада к Белоруссии существенно вырос.
От этого роста внимания к Белоруссии — и усложнение отношения к ней западных игроков, временно отказавшихся от своих примитивных пропагандистских кампаний на тему «последней диктатуры Европы».
При этом главный вопрос в отношениях официального Минска с Западом остаётся все тот же, что и во все прошлые президентские кампании: признают или не признают на Западе итоги белорусских выборов.
Признают — не признают
Как и в предыдущей президентской кампании, признание на Западе итогов выборов и, следовательно, легитимности президента Лукашенко является куда большей интригой, чем, собственно, выборы. В 2010 году главной задачей руководства Белоруссии было именно добиться признания легитимности выборов. Для этого была организована максимально свободная и демократическая избирательная кампания, к участию в которой допустили даже кандидатов, не сумевших набрать достаточного для выдвижения в президенты количества голосов. Но все усилия оказались тщетны: после разгона в ночь после президентских выборов 19 декабря сторонников прозападной оппозиции, пытавшихся путем уличных протестов оспорить очередное переизбрание Лукашенко, белорусские власти вместо признания выборов и собственной легитимности получили от Запада индивидуальные и экономические санкции.
На нынешних выборах подлинная интрига та же: признают переизбрание Лукашенко или нет?
Белорусское общество склоняется к тому, что признают: по сентябрьскому опросу ИАЦ, 68,6% избирателей считают, что результаты президентских выборов в Беларуси будут признаны международными наблюдателями от ОБСЕ. Отвечая на вопрос, почему результаты выборов будут признаны наблюдателями от ОБСЕ, 68% ответили: «Потому что это выбор народа».
При этом белорусские власти уже готовятся к худшему варианту. В промежуточном докладе наблюдательной миссии Бюро по демократическим стандартам и правам человека ОБСЕ говорится, что избирательная кампания в Беларуси практически незаметна. Глава ЦИК Республики Беларусь Л.Ермошина уже высказала разочарование такой оценкой, отметив, что доклад «внушает меньше оптимизма».
Тем не менее в Минске рассчитывают, что в итоговом докладе миссии ОБСЕ иностранными наблюдателями будет зафиксирован прогресс в проведении избирательной кампании за счет «обеспечения внутриполитической либерализации и смягчения отношения властей к оппонентам действующего руководства». Речь явно идет об августовской амнистии шестерых политзаключенных, помилованных президентом Лукашенко. Освобождение политзаключенных называлось эмиссарами Запада той необходимой формальностью, без которой невозможно возобновление политического диалога с руководством Белоруссии. Теперь формальность выполнена, политический жест сделан, и официальный Минск вправе ожидать ответных шагов от западных международных организаций, стран ЕС и Соединенных Штатов. В частности, признания выборов.
Между тем, на Западе так и не сложилось консенсуса, какую тактику применять в отношении Белоруссии. Полное единство взглядов наблюдается лишь в том, что касается стратегии: Беларусь должна перейти в западную сферу влияния и стать враждебной России страной. Но по тактике есть разногласия:
одни считают, что сотрудничеством с Лукашенко добиться геополитической переориентации Белоруссии невозможно, другие призывают использовать открывшееся после украинского кризиса и Минских соглашений «окно возможностей» и попытаться договориться с «последним диктатором Европы», пообещав ему за плавный дрейф в сторону Запада признание легитимным президентом, возобновление политического диалога и даже отмену санкций.
Обе точки зрения наиболее широко представлены в Польше и Литве с Латвией: как и в случае с Украиной два года назад, Польша и Прибалтика рекламируют себя Брюсселю и Вашингтону в качестве «естественных экспертов» по Белоруссии. Как и с украинским президентом Януковичем, уже довольно четко оформилась группа потенциальных «адвокатов» Белоруссии из Польши и Прибалтики, которые будут предлагать Лукашенко свои услуги по «отбеливанию» имиджа «последнего диктатора Европы» в глазах европейских коллег и использованию своих лоббистских возможностей в Брюсселе и Вашингтоне для того, чтобы убедить старших товарищей возобновить сотрудничество с Минском. К этой группе относится, например, МИД Латвии во главе с Эдгаром Ринкевичем. Вполне возможно, что после выборов Минск решит использовать этих самозваных «адвокатов» в своих целях.
Вторая группа, «ястребы», памятуя о провале всех предыдущих попыток добиться геополитической переориентации Белоруссии путем заигрываний с Лукашенко, настаивает на жесткой и бескомпромиссной позиции Запада в отношениях с «пророссийской диктатурой». Как заявил на конференции о «недемократической Беларуси» в Вильнюсе 24 сентября представитель МИД Литвы Ж.Повиленис, в том случае, если Республика хочет быть демократической, есть только один выход — «драматически двигаться в сторону Запада, или вы погибнете». Ради «драматического движения в сторону Западу» литовский дипломат призвал белорусов не бояться открытого противостояния «тоталитарному режиму».
Иными словами, Литовская республика в очередной раз возлагает надежды на «цветную революцию» — силовую смену власти в Минске.
Ночь после выборов
Насильственная смена режима оставалась базовой задачей западных агентов влияния в Белоруссии со времен прихода к власти пророссийского Лукашенко. С 1996 года было не меньше пяти попыток устроить в центре Минска «майдан».
На нынешних выборах идея «цветной революции» в Белоруссии популярна меньше, чем когда бы то ни было. Белорусы не просто видят, но на себе ощущают последствия Евромайдана в Киеве: за последние полтора года население Белоруссии выросло на 2% за счет украинских беженцев. Возможность повторения украинских событий у себя приводит в ужас даже значительную часть протестного электората — неслучайно главный оппозиционный кандидат в президенты — Татьяна Короткевич — выступает с куда более умеренной и сдержанной риторикой, чем её предшественники в 2010 году.
Однако когда речь идет об уличных беспорядках, проценты электоральной поддержки бунтующих не имеют никакого значения. Немногочисленная радикальная оппозиция, окончательно растеряв поддержку оппозиционной части белорусского общества, стала еще более радикальной.
Теперь многие из этих людей имеют за плечами опыт боевых действий: они прошли через войну на востоке Украины в составе ультраправых добровольческих батальонов — достаточно вспомнить заявление «Правого сектора» двухмесячной давности о создании в своих рядах тактической группы «Беларусь» для обучения белорусских союзников методам борьбы за «освобождение» своей нации.
Сейчас ученики «Правого сектора» вернулись с Донбасса в родную Беларусь и в ночь после выборов вполне могут продемонстрировать приобретенные навыки на центральной площади Минска. Терять этим людям нечего, нормализации отношений Белоруссии со Штатами и ЕС они допустить не могут, а другого удобного случая напомнить Западу о себе им может не представиться еще долго. Именно национал-радикалы сейчас могут смешать Лукашенко все карты: какие бы честные, открытые и прозрачные выборы он не провел, попытки обуздать сотню-другую экстремистов, бьющих окна на центральной площади Минска, «западным партнерам» будет достаточно для того, чтобы объявить новый бойкот «кровавому режиму», столь жестоко подавляющему «мирный гражданский протест».
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru