Назревающий политический кризис в Саудовской Аравии

Назревающий политический кризис в Саудовской Аравии

«Мы не сможем остановить отток капитала, политическую нестабильность и военные угрозы, если не изменим методы принятия решений, даже если для этого понадобится сменить короля [Саудовской Аравии]».

Это цитата не из выступления опасного террориста или статьи иранского ненавистника королевства, а из письма саудовского принца, одного из внуков покойного короля Абдулазиза – основателя королевства. Поскольку в самой Саудовской Аравии подобный опус опубликовать, разумеется, нет никакой возможности, принц, имя которого по понятным причинам не сообщается, отправил предостережения о грядущем коллапсе государства в ряд британских изданий, включая газету The Guardian.

Поскольку издание это обладает безупречной репутацией, в подлинности документа больших сомнений нет, скорее всего, ситуация в правящей семье Ас-Сауд действительно напряженная, а заговор против действующего короля Салмана и его приближенных вполне реален.

Корни недовольства многочисленных принцев лежат в недалеком прошлом. В январе текущего года у смертного одра умирающего короля Абдаллы развернулась нешуточная борьба между двумя кланами за порядок престолонаследия. Победил клан Салмана, которому в последний момент удалось предотвратить изменение завещания умирающего монарха и самому занять его место.

Для консолидации собственной власти он нарушил сложившуюся систему наследования, согласно которой следующим королем становится не сын, а брат предыдущего. Кронпринцем Салман сделал не брата – Мукрина, а племянника и закадычного друга, 56-летнего Мухаммеда ибн Наифа. А заместителем кронпринца (вторым в очереди на получение престола) – своего сына Мухаммеда ибн Салмана, которому по документам 35 лет, но в реальности – то ли 29, то ли 30. Обоим принцам король отдал гигантские даже по местным меркам полномочия.

Таким образом в Эр-Рияде сложилась небольшая, но очень могущественная правящая пирамида: всеми внутренними делами занимается племянник короля, внешней и оборонной политикой руководит его сын, а во главе пирамиды стоит сам монарх – старый, немощный и страдающий деменцией. Все остальные родственники, вопреки вековой традиции, оказались оттерты от управления страной. Ключевые посты занимают люди правящей «тройки», силовые и экономические министерства находятся под их полным контролем. Система схлопнулась, орды принцев из других кланов оказались не у дел. И никакой радости от этого не испытывают.

Саудовская Аравия, как любая нефтяная автократия, позволяет сравнительно легко набивать карманы только тем, кто «сидит на потоках» и/или обладает «доступом к телу». Свободный, конкурентный бизнес там никаких гарантий быстрого и непыльного обогащения не дает. А какой толк быть принцем, если конвертация титула в должность с последующей ее монетизацией отсутствует?

Автор письма, конечно, на подобные неприятности не жалуется, но указывает другие, не менее реальные проблемы в королевстве.

Экономическая ситуация в стране быстро ухудшается, чему способствуют сразу несколько факторов. Во-первых, вступление в должность нового короля в январе было отмечено огромными тратами: деньги из госбюджета получили госслужащие, военные, чиновники, полицейские, студенты и даже работники муниципальных служб. Это обошлось казне в десятки миллиардов долларов.

Во-вторых, саудовская армия более полугода ведет широкомасштабную войну в соседнем Йемене, а также поддерживает египетский режим фельдмаршала Ас-Сиси, помогает сирийским повстанцам, ливийским исламистам и постоянно ведет тайную войну против Ирана. Все это требует существенных затрат.

В-третьих, бюджет королевства на 2015 год верстался исходя из цены 90 долларов за баррель нефти. Войны и раздача слонов на коронацию увеличили этот показатель до 110 долларов. Однако в реальности цена упала до 45-50. Из-за этого Саудовской Аравии приходится ударными темпами проедать собственные валютные резервы. Они пока велики (более 500 миллиардов), но надолго их не хватит: по оценкам МВФ, дефицит бюджета в 2015 году составит 107 миллиардов.

Ну и в-четвертых, население Саудовской Аравии стремительно растет. Если в 2010 году оно составляло примерно 29 миллионов человек, то сейчас – 37 миллионов. Поскольку экономическая модель страны остается в значительной степени патерналистской, большинство из них так или иначе зависит от государственных выплат. А денег становится все меньше.

Помимо экономики, автор письма с призывами к бунту против короля обращает внимание на то, что сама структура государства полностью прогнила и не отвечает современным требованиям. В качестве примера он приводит массовую гибель паломников во время последнего хаджа. Сотни людей раздавило упавшим краном в Мекке. Еще почти тысяча погибли в долине Мина в результате давки, спровоцированной полным коллапсом системы общественного транспорта.

Тут есть один специфический момент: король Саудовской Аравии не столько монарх, сколько «Хранитель святынь Мекки и Медины». Этот титул дает ему легитимность в глазах собственного населения, поскольку в Коране, являющемся конституцией страны, ничего не сказано ни про Саудовскую Аравию, ни про монархию как таковую (кроме Халифата, но это отдельная тема). В общем, если Хранитель не может исполнять свою первую и главную миссию – хранить святыни, то его легитимность улетучивается. Для иностранца это может звучать странновато, но в Саудовской Аравии это очень серьезный фактор. Недавние трагедии в Мекке и Мине нанесли серьезный удар по легитимности короля.

Есть вопросы и к тому, как строится внешняя политика королевства при нынешних руководителях. Мухаммед – молодой сын короля, за которым закрепилось прозвище «Безбашенный» (перевод не дословный, но отражающий суть) – ведет себя в полном соответствии с этим определением. Этот человек не жил за границей, не имеет военного образования, но определяет внешнюю и оборонную политику. Зато он слывет ярым религиозным фанатиком, чем отчасти можно объяснить его действия в Йемене. Он обложил эту страну блокадой и начал яростно бомбить ее с воздуха, вызвав гибель уже тысяч мирных жителей. Официальная цель – наказать «бунтовщиков» и «еретиков» – хуситов, которые взяли власть в Йемене еще в прошлом году. Проблема только в том, что ясной цели у войны нет, как нет и стратегии выхода Саудовской Аравии из нее. Война, поначалу бывшая очень популярной у подданных Салмана, сейчас вызывает у них же все больше вопросов.

Автор распространенного в Великобритании письма утверждает, что все эти проблемы в комплексе вызывают не просто озабоченность, а настоящий ропот и среди принцев, и среди племенных вождей, и даже среди обычных людей. При этом никаких методов воздействия на нынешнюю власть нет – она живет и действует в непроницаемом «коконе». Именно поэтому, поясняет тайный оппозиционер, он и решился написать это письмо, которое, по его словам, уже поддержано многими другими представителями правящей семьи. Несколько (5-6) ранее влиятельных принцев, полностью отстраненных от дел Салманом и его близкой родней, в ближайшее время собираются провести консультации о методах решения проблемы, на которых будет обсуждаться и переворот.

В Эр-Рияде этот скандал, разумеется не комментируют. Скорее всего, сейчас все силы спецслужб брошены на поиски недовольных внутри страны. Заговорщикам, если таковые действительно имеются, будет крайне непросто осуществить задуманное. Но из Саудовской Аравии в обозримой перспективе можно ожидать новостей либо о «подавленном бунте», либо о «удавшейся революции» – в зависимости от результатов попытки.

Впрочем, чем бы ни закончилась эта история, фундаментальных проблем королевства дворцовый переворот не решит. Демократизация, либерализация и отход от строжайших норм ислама в общественной, политической и повседневной жизни там явно произойдет еще нескоро. А потому перевороты и семейные конфликты там будут продолжаться и далее.

Иван Яковина

Источник: ehorussia.com

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий