“Мини-майдан” Павленского

“Мини-майдан” Павленского

В Санкт-Петербурге продолжается суд над скандальным «акционистом»

Это – человек, попытавшийся устроить в центре города подобие «майдана», назвав свое действо «художественным перформансом».

Чтобы привлечь к себе внимание молодой футурист Владимир Маяковский надевал желтую кофту, а Сергей Есенин бил тарелки в ресторанах. Сегодня, в кругах нашей либеральной художественной «богемы», этого уже мало. Надо придумывать что-то покруче, желательно с политическим привкусом. И обязательно представить все как протест против власти.

Петр Павленский, называющий себя художником, ранним утром 23 февраля 2014 года вместе с единомышленникам притащил на Мало-Конюшенный мост автомобильные покрышки. Затем они их подожгли и принялись колотить палками в металлические листы, размахивая при этой украинскими и черными флагами. Чтобы ни у кого не возникло сомнений, что речь идет именно о политической акции в поддержку украинского «майдана» был сочинен некий помпезный «манифест», подброшенный в газеты:

 «Горящие покрышки, флаги Украины, черные флаги и грохот ударов по железу – это песня освобождения и революции. Майдан необратимо распространяется и проникает в сердце Империи…»

 «Революционеры», впрочем, спокойно дали себя повязать прибывшим полицейским и гордо, с сознанием выполненного долга, отправились в участок…

Сказать, что Павленский бездарный художник, отчего и ударился в «акционисты», нельзя. Он учился в художественно-промышленной Академии имени А.Л. Штиглица по классу монументальной живописи, а туда бездарей не принимают. Но вот после ее окончания он, как и любой творец, захотел прославиться. Чтобы стать знаменитым мастером, нужна долгая и упорная работа, годы неутомимых поисков в своей профессии. Многие художники вообще прославились только после своей смерти. Но Павленскому славы захотелось сразу и сейчас.

Оказалось, что для этого сегодня есть очень простой путь: скандал. Но не просто, конечно, скандал, а скандал в глубокомысленно-художественной упаковке. А еще лучше – с «политикой».

Павленский сделал свой выбор. В июле 2012 года, зашив себе рот суровой ниткой, он полтора часа простоял на тротуаре у Казанского собора в Санкт-Петербурге с плакатом в поддержку девиц из «Pussy Riot», устроивших дебош в храме Христа Спасителя в Москве. Прибывшие сотрудники полиции вызвали карету «скорой помощи», которая отвезла художника на обследование к психиатру. Но врач признал его вменяемым и отпустил.

Позднее Павленский так прокомментировал свою акцию: «Зашивая себе рост на фоне Казанского собора, я хотел показать положение современного художника в России: запрет на гласность». С гласностью, впрочем, оказалось очень хорошо, о его «стоянии» стали писать все, кому не лень. Идея оказалась золотой жилой. Британское информационное агентство «Рейтер» опубликовало подборку лучших фотографий за 2012 год, затрагивающих самые значимые мировые события, включив в список и фото «зашитого». Теперь, став знаменитостью мирового масштаба доморощенный эксгибиционист уже на следующий год провел акцию «Туша». Подельники Павленского принесли его, раздетого догола, завернутого в «кокон» из колючей проволоки, к входу в здание законодательного собрания Санкт-Петербурга. Голый акционист лежал там, символизируя, как он объяснил, «протест против репрессивной политики властей России». В детали не вдавался, а сотрудники полиции с большим трудом освободили страдальца от проволоки при помощи садового секатора.

Дальше – больше. Он заявился на Красную площадь, где прибил себе гвоздем мошонку к брусчатке. Прибывшие на место стражи порядка накрыли истекающего кровью простыней и увезли. На этот раз на Павленского было заведено дело о мелком хулиганстве. Однако творческим дерзаниям предела нет, и вот, 19 октября 2014 года, голый Павленский уселся на крыше столичного института психиатрии имени В.П. Сербского в Москве, отрезал себе ножом мочку уха. После того, как полиция спустила художника на землю, его отправили в Боткинскую больницу. Лечиться. Но – по подозрению в воспалении легких.

Наверняка практически каждый из нас скажет, что у человека «крыша поехала».

 Но врачи придерживаются иного мнения: Павленского признали психически здоровым. А для наших либералов он стал новым героем, талантищем, которому не дает развернуться репрессивное государство, а потому он просто вынужден протестовать.

 

Павленский стал сегодня видной фигурой в либерально-художественной среде, его фотографии появились на страницах множества газет и журналов, за интервью с «бунтарем» стали охотиться. Мало того, в рамках международного фестиваля «МедиаУдар» перформанс Павленского «Туша» был удостоен премии «Российское активистское искусство—2013». И это еще не все, в 2013 году Павленский занял первое место в рейтинге самых влиятельных художников в российском искусстве по версии журнала «Артгид».

Либеральные критики захлебывались от восторга, расхваливая выходки «гения». «Две акции Петра Павленского в Петербурге – образец внятности и лаконичности политического искусства», – уверял один ценитель. «Важно отметить пластическую выразительность акций Павленского, которой так часто не хватает социальным активистам, пытающимся использовать инструментарий авангардного перформанса», – глубокомысленно вторил ему другой поклонник «истинного таланта».

Либералы при искусстве объясняют дикие выходки Павленского так: мол, он – художник-акционист, который пытается создать вокруг себя некую всеобщую культурную активность и сформировать культурное поле через средства массовой информации. Другими словами, любая его дикость – это не дикость, а художественная акция. Соответственно, наказывать за нее – значит покушаться на свободу слова!

В такой обстановке сейчас и проходит в Санкт-Петербурге суд на Павленским за организацию «мини-майдана». Что ему грозит? Да ничего серьезного. Но зато какой резонанс! Либеральная пресса горой стоит за художника, будто бы страдающего от репрессий властей!

 И горе тем петербуржцам, которые сейчас на суде возмущаются, что этот хулиган разбудил их рано утром диким грохотом и испоганил чудесный центр города вонючим дымом горящих покрышек.

 «Это – художественный перформанс! – глубокомысленно заявляет на суде защита. – Художник имеет право на самовыражение!».

В интернете уже появились рекомендации для тех, кто желает понять азы «акционизма». Далеким от «настоящего искусства» втолковывают: если видишь цветные загогулины и пятна, как будто художник с разбегу и от души ляпал краской, то это абстрактный экспрессионизм. Концептуализмом именуются выставленные под стеклом унитаз, кирпич или мусор. Вырезанная из глянцевого журнала и неумело раскрашенная в интернет-программе «Пейнт» картинка называется «поп-арт». Перформанс – это уже сложнее, для этого человеку нужно играть на рояле, будучи подвешенным вниз головой, в крайнем случае, можно обмотать себя питоном. Есть еще «инсталляция»: к примеру, входите в зал, где стоят стулья с гвоздями, а на них сидят манекены со страдальческим выражением лиц…

В общем, не следует больше ходить в Эрмитаж и Третьяковскую галерею. «Новая Россия» создала для своих граждан «новое искусство», приобщайтесь и восторгайтесь. Ценители уже есть, либералы нашли своих героев, занимающихся «политическим членовредительством» с помощью молотков и гвоздей…

 

Андрей Соколов

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий