Глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что после ввода в действие «Турецкого потока» и «Северного потока-2» невыгодного транзита газа через Украину не будет.
– Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже говорил, что контракт с Украиной о транзите газа истекает 1 января 2020 г., и Россия не будет продлевать его на невыгодных для себя условиях. А в июле вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович заявил: «Если цель строительства газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2» постепенно опустошить украинский транзитный маршрут, это просто неприемлемо для ЕС». Потому что, согласно его евроатлантической логике, «это имело бы отрицательные последствия для энергетической безопасности в Европе. Это изменит газовый баланс, поставит в очень трудную ситуацию страны Центральной и Юго-Восточной Европы». Каким образом диверсификация маршрутов доставки российского газа в Европу отрицательно повлияет на ее энергобезопасность, Шефчович не пояснил.
И вряд ли смог бы дать даже мало-мальски толковое объяснение, так как, пользуясь положением транзитного государства, Украина все годы своей «нэзалэжности» ставила под угрозу поставки российского газа в европейские страны. Как только заканчивался отопительный сезон, Украина вместо подготовки к новому начинала очередную «газовую войну» с Россией. Нередко она делала это и в разгар отопительного сезона. И ежегодно добивалась разного рода преференций, прежде всего, льготной цены на газ, используя на переговорах в качестве главного аргумента «вентиль» от газотранспортной системы, который грозилась перекрыть в случае несговорчивости российской стороны. Практически Россия почти четверть века дотировала таким образом украинскую экономику на десятки миллиардов долларов.
Русофобствующая Европа, а особенно – США, стремящиеся помять под себя европейский газовый рынок, всячески поддерживали Украину в ее антироссийских деяниях, которые преподносились западной и украинской общественности как справедливая (и вечная!) борьба с «северным соседом» за независимость. Взаимовыгодные экономические отношения России и ЕС подменялись, таким образом, политической игрой, в которой Украине отводилась и отводится роль той самой «моськи», что лает на слона (российского медведя). И которая привыкла жить за счет поблажек России, вынужденной их предоставлять из-за жесткого давления со стороны ЕС, в том числе. Еврокомиссия, например, официально заявила, что будет противостоять любым проектам «Газпрома» по прекращению транзита газа через Украину. В результате Россия фактически попала в газовую зависимость от Украины.
Но – парадокс: вместе с Россией в такой же зависимости оказалась и Европа, правда, она этого или не может понять, или не хочет признать. Скорее, второе. Так, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач считает, что «Еврокомиссия занимает неконструктивную, дискриминационную позицию в отношении поставок газа из России. По сути, такая политика идет вразрез с интересами европейских потребителей, европейской экономики и энергетики». А президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин более резок в своих определениях: «Евросоюз принимает идиотские решения. Этот бюрократический монстр просто не успевает за изменениями, которые происходят в мировой экономике. У США, на мой взгляд, имелся ясный план по превращению ЕС в собственный рынок в рамках Трансатлантической зоны свободной торговли: поставлять европейцам сжиженный газ и полностью закрыть восточную границу для российских и китайских товаров, в том числе — для российского газа».
Подписав 31 августа на Восточном экономическом форуме акционерное соглашение по трансбалтийскому газопроводу «Северный поток-2», «Газпром» де-факто сформировал блок крупнейших европейских энергокомпаний, заинтересованных в поставках российского газа в обход Украины. «Газпром» будет владеть контрольным пакетом, немецкие «E.On» и «Wintershall», австрийская OMV и англо-голландская «Shell2 получат по 10%, французская «Engie2 — 9%. Реализация этого проекта позволит и России, и Европе избавиться, наконец, от украинской «газовой кабалы» и одновременно лишит Киев транзитных платежей. Последнее обстоятельство особенно раздражает тех, кто привык за четверть века жить за счет российской газовой «халявы».
Строительство второй очереди газопровода «Северный поток-2» лишит Украину ежегодных доходов от транзита российского газа в размере 2 млрд долл., сказал премьер-министр Арсений Яценюк на совместной с премьер-министром Словакии Робертом Фицом пресс-конференции в Братиславе. Для Словакии постройка газопровода будет означать потерю 800 млн долл. доходов, говорил пан Фицо. Ему бы не огорчаться?! Мало того что его страна, как говорится, на ровном месте получает шикарную прибыль, не утруждая себя особыми заботами, так она еще и получает возможность продавать российский газ, поставляя его в реверсном режиме той же Украине. Так что «плач» обоих премьеров имеет под собой чисто меркантильное основание, и слезы их – крокодильи.
Завершить строительство «Турецкого потока» и «Северного потока-2» планируется как раз к сроку, когда истекает контракт с украинской стороной. ЕС, похоже, тоже не испытывает особого удовольствия от того, что газ идет транзитом через Украину. Именно потому он не раз пытался выступить «третейским судьей» в газовых войнах, которые едва ли не каждый год развязывает против России Украина, но всегда на стороне последней. В этом году, учитывая полную неплатежеспособность украинской стороны, ЕС даже решил выделить деньги на закачку необходимого объема газа в украинские подземные хранилища газа (ПГХ).
25 сентября в Брюсселе было парафировано соответствующее соглашение по так называемому зимнему пакету между Украиной, Россией и ЕС. Согласно достигнутым договоренностям, Украина обязуется купить у России 2 млрд кубометров газа. Финансирование поставок будет обеспечено за счет кредитных 500 млн долл., привлеченных Киевом при содействии ЕК. Москва предоставит Киеву скидку к контрактной цене газа в размере около 20 долл. за тысячу кубов. Россия и Еврокомиссия (ЕК) подписали трехсторонний протокол, Украина этот документ пока не подписывает.
На данный момент в украинских подземных хранилищах находится меньше 16 млрд кубометров газа. Этого недостаточно для беспроблемного прохождения зимнего периода, нужно еще 5−7 млрд кубометров. Но основная проблема для Украины в том, что выделяемых Европой денег хватит лишь на 2 миллиарда кубов, при том что суммарный объем платежей за газовые поставки из России с 1 октября 2015 г. до 31 марта 2016 г. ожидается на уровне 3 млрд долл. Однако, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, «Газпром» пока не получил от Киева обещанных Европой 500 млн долл. в качестве предоплаты за поставки газа, а без предоплаты ни на какие поставки Украине больше рассчитывать не приходится.
Министр также добавил, что Украине ничего не мешает начать платить за российский газ уже сейчас по тем договоренностям, которые достигнуты в Брюсселе 25 сентября. Дело в том, что после 15 октября, когда на Украине может начаться плановый отопительный сезон, закачка газа в ПХГ станет технически невозможной, так как начнется его отбор из хранилищ. И есть опасения, что если Киев соглашение не подпишет, то может в таком случае заняться несанкционированным отбором транзитного газа, тем более что подобное случалось чуть ли не каждую зиму.
Это не может не беспокоить европейцев, которые окажутся пострадавшими. Не исключено, что на такую реакцию Брюсселя рассчитывают и в Киеве. Затягивание с закачкой газа и угроза бесперебойному транзиту газа может сделать ЕС более щедрым и заставит выделить украинцам больше, чем было обещано. Очевидно, Украина сознательно обостряет ситуацию. Между тем, «Газпрому» уже приходится опровергать слухи о том, что Россия будет кредитовать свои же поставки на Украину. Но российское руководство настроено решительно, и можно надеяться, что поблажек для Украины больше не будет.
К тому же, по мнению многих экспертов, деньги у Украины есть, но она не планирует тратить их на закупку газа. Хорошо также известно, что те транши, которые поступают Украине сейчас, выделяют на другие цели – перекредитование, непонятные административные и социальные реформы. Закупки российского газа эти кредиты явно не предполагают.
Очень похоже, что пока ни украинцы, ни европейцы за российский газ платить не хотят. Но, как обещают метеорологи, зима в этом году будет с бурями и морозами. Возможно, холода, а прежде всего, сотни тысяч привыкших к теплу африканских и ближневосточных мигрантов заставят европейцев пересмотреть свои взгляды на Украину как транзитное государство и, соответственно, понять значение для подлинной энергобезопасности Европы и «Турецкого потока», и «Северного потока-2». И всячески поспособствовать скорейшей реализации этих проектов. Других вариантов прекратить украинский шантаж просто нет.
Андрей Большаков
Источник: stoletie.ru