Одиозный нардеп и советник главы МВД — о том, чего хочет Путин, о мотивах скандала, затеянного Григоришиным, о новой программе, которая поможет каждому проверять подозрительных людей, о своих страхах и хобби — покорять вершины
— Сегодня самое, пожалуй, важное в жизни Украины — это парижские договоренности и путь к миру в стране. Какие пути и какие подводные камни в реализации этих договоренностей вы видите?
— У нашей страны есть несколько путей развития. Первый — замораживание конфликта на Донбассе, выстраивание ограждений этих территорий, чтобы забыть о них на десятилетия. Этот вариант я не приемлю. Второй путь — экономическими и дипломатическими усилиями международного сообщества заставить Путина уйти из Украины и дать нам возможность вернуть эти территории под свой контроль. Именно в этом направлении сейчас ведется государственная политика президентом Порошенко. А Путин хочет, чтобы возврат Донбасса в Украину был на его условиях.
— Каковы условия Путина?
— Во-первых, чтобы на выборах в Донбассе могли избираться те люди, которые будут проводниками российской политики в регионе. При этом — чтобы выборы проходили под контролем незаконных вооруженных формирований (НВФ), которые были созданы с его помощью. Позиция же украинской стороны четкая: выборы не могут проходить без полного вывода всех российских войск с Донбасса (а там их до 7 тыс. человек). Второе: на территории Донбасса должна работать миссия ОБСЕ, которая будет приезжать в самый далекий горняцкий поселок и проверять, есть ли там российские войска и НВФ. Сами же эти НВФ должны быть расформированы и не представлять угрозы для тех кандидатов или представителей СМИ, которые захотят принять участие в процессе выборов на Донбассе. По стандартам ОБСЕ, нельзя проводить выборы под дулом пистолета.
— Будут ли принимать участие в выборах боевики?
— Этот вопрос нужно разделить на составляющие. Есть люди, которые непосредственно занимались убийствами, пытками, насилием. Они не могут быть амнистированы ни при каких условиях, и принимать участие в выборах, соответственно, не могут. Их судьба — либо скрываться, либо быть осужденными. Такой опыт уже есть, вы знаете, на примере бывшей Югославии. Но если житель Донецка или Луганска ходил по улицам с автоматом, поддавшись на некую пропаганду, однако нет данных о его участии в преступлениях, то мы не можем отказать ему в амнистии, это ведь тоже наши граждане.
Вообще, украинской стороне хотелось бы, чтобы те, кто запятнал себя преступлениями, покинул Украину еще до выборов. Но Путин очень хитер. Декларируя приверженность к выборам на Донбассе, он делает все возможное, чтобы расколоть украинское общество вокруг вопроса о выборах. Именно по его настоянию предлагалось внести в Конституцию фразу об особом статусе местного самоуправления. И именно эта фраза привела в конечном итоге к столкновениям под ВР, гибели четырех молодых людей и ранению многих десятков.
Моя позиция, как народного депутата, состоит в том, что выборы на Донбассе могут быть либо по правилам ОБСЕ, то есть со свободным волеизъявлением и доступом на участки наблюдателей и СМИ, либо (и тому есть примеры) такие выборы могут проводиться через многие годы, а то и десятилетия после вооруженных конфликтов. У меня есть сомнения, что за 3—4 месяца можно так стабилизировать ситуацию на Донбассе, что ОБСЕ даст заключение, что там безопасно можно проводить выборы. Причем мы говорим о выборах по украинским законам, а не о тех, которые предлагали боевики. На деле, я думаю, что если Путин и правда хочет ослабить международные санкции против России (а они больно бьют по экономике РФ), то он найдет способ заставить боевиков сложить оружие, а наиболее рьяных и запятнавших себя заберет в Россию, а там подумает, где найти им применение.
— Ваше отношение к нынешнему скандалу вокруг Константина Григоришина и вообще к его персоне?
— Знаете, когда я читал его интервью УП, казалось, что читаю высказывания какого-то морального авторитета, вроде матери Терезы или Вацлава Гавела, Нельсона Манделы… Однако, зная его историю и биографию, уверен, что его призывы не были продиктованы истинным желанием справедливости в этой стране. Думаю, подоплека интервью состоит в том, что сейчас президент и премьер убирают из органов власти людей Григоришина (например, главу “Укрэнерго” Юрия Касича или одного из замминистра энергетики). Когда г-н Григоришин заявляет, что не является олигархом, ибо, мол, у него нет своей фракции в парламенте или своих СМИ, он лукавит. В политологическом смысле олигархом считается тот человек, который через органы власти имеет возможность влиять на принятие государственных решений с целью получения тех или иных преференций. В этом смысле Григоришин является классическим олигархом, ибо даже в том же интервью признал, что делегировал людей в органы власти. Если он хочет проводить деолигархизацию Украины, то должен начать с себя и не рекомендовать кого-то во властные структуры, а находить хороших менеджеров для своего бизнеса, чтобы его облэнерго и заводы работали лучше.
Влияние России на наш бизнес отнюдь не ограничивается тем, что у Григоришина российский паспорт. У нас крупнейший оператор сотовой связи — российский, есть крупные инвестиции в Украину “Роснефти”, есть “Евразхолдинг”, есть крупные российские банки, работающие в Украине… Мой подход таков: если гражданин России создает у нас рабочие места, способствует процветанию нашей державы, то пусть работает. Но если он платит налоги России, способствует наращиванию ее мощи за счет наших ресурсов, то тут должна принимать решение СБУ. К сожалению, Украина очень слаба. Все 24 года независимости ее разрывали на части. Но ценой настоящей независимости стала аннексия Крыма и события на Донбассе.
— Могла ли Украина предвидеть и противостоять аннексии Крыма?
— Путин, когда решил оккупировать Крым, руководствовался данными своей разведки, что украинские армия, МВД, спецслужбы настолько ослаблены и коррумпированы, что никто не окажет сопротивления. Вот факт: Петр Зима, на февраль 2014 года возглавлявший СБ в Крыму, всю жизнь являлся действующим офицером, а потом и генералом ФСБ. А г-н Якименко, на момент революции глава СБУ, с 1998 года работал на ФСБ, будучи офицером контрразведки ФСБ на Черноморском флоте России. И т. д.
Общеизвестный факт: назначенный главой нашего МО адмирал Тенюх докладывал в свое время и. о. президента Турчинову, что во всех ВС Украины есть примерно 5 тыс. человек в относительной боеготовности, которые способны сесть на бронетехнику и куда-то поехать (хотя не факт, что доехали бы).
Кроме того, во всех украинских воинских частях в Крыму давно и успешно действовали российская разведка и агенты влияния. И как только кто-то из украинских патриотов говорил, что, мол, давайте же сопротивляться, к такому офицеру подходили люди и намекали, дескать, ты здесь, а твоя семья в военном городке, и там может случиться пожар, ты найдешь только обгорелые трупы… После чего всем все становилось понятно.
Будем говорить прямо: Россия каждый год вкладывала огромные средства в работу своей агентуры в Крыму. Многое делалось и для населения: открывались филиалы престижных российских учебных заведений, молодежь завлекали на работу и учебу в Россию, создавались российские культурные центры… Знали об этом власти Украины? Конечно! Предпринимали что-то? Нет! А зарплаты военных моряков? Россияне получали в 6—8 раз больше украинцев. И не случайно 6 тыс. украинских моряков остались служить на Черноморском флоте России в Крыму. А из состава МВД Украины в Крыму, которых было около 20 000 человек, в Украину вернулись 300—400 человек. Из Нацгвардии — больше половины, но это объясняется тем, что там служили срочники из разных регионов Украины, которые хотели домой. Есть, конечно, и известные люди, патриоты, вроде генерала Балана, ставшего ныне замкомандующего Нацгвардией Украины, или Вячеслава Аброськина, бывшего начальника угрозыска Севастополя, возглавившего милицию Донецкой области. Но эти примеры только подчеркивают провалы Украины в работе на полуострове.
— Как вы относитесь к экономической блокаде Крыма со стороны Украины?
— Сейчас эта блокада проводится общественными организациями и национальными объединениями крымских татар. С одной стороны, это акт отчаяния, чтобы показать свою позицию относительно происходящих в Крыму событий, с другой — это положительный акт, с точки зрения экономики Украины. Из-за того что в прошлом году был принят закон о свободной экономической зоне “Крым”, огромное количество товаров без пошлин потекло транзитом через Крым в Россию. А украинский бюджет стал терять огромные средства. Сейчас эта лазейка перекрыта, но такой же вопрос остается по Донецку и Луганску. Если мы не сможем вернуть их в Украину, значит, надо делать на границах с ними полноценные таможенные пункты пропуска и взимать все необходимые пошлины. Иначе наш бюджет будет страдать и дальше.
При этом Украина все равно остается сильно зависимой от РФ, особенно в плане энергетики. Чаще всего в этом смысле вспоминают газ, забывая, что 95% ядерного топлива для АЭС мы закупаем у российского концерна “ТВЭЛ”. И только один из 14 атомных блоков АЭС в Украине переоборудован под топливо американского концерна “Вестингауз”. А переоборудование ядерного блока под другое топливо занимает минимум пять лет, учитывая все аспекты, в том числе безопасность. Да и денег это стоит изрядно… А вот по газу как раз произошли серьезные изменения. Впервые после победы Революции достоинства наше правительство действительно занялось вопросом получения газа из Европы, и сейчас уже примерно треть голубого топлива мы получаем как раз оттуда. И дальше надо наращивать независимость от России по газу, переделать не менее 50% атомных блоков на французское или американское топливо, строить свои терминалы по приемке сжиженного газа в Черном море… И через пять лет мы будем зависеть от России в плане энергии только на 25—30%. Кстати, Европа приняла подобные меры сразу после 2009 года, когда Россия впервые устроила истерику с перекрыванием газа. И теперь РФ вынуждена снижать цены на газ как для Европы, так и для Украины.
О Крыме. “Закрыта лазейка беспошлинной утечки товаров в Россию”.
— Что на сегодня с результатами расследования трагедии в Одесском доме профсоюзов? И как расследуются события под ВР, когда в правоохранителей кинули гранату?
— По Одессе были предъявлены обвинения тем лицам, которые подозреваются в фактах индивидуального насилия (убийствах), а также в избиениях. А вот политической составляющей, на мой взгляд, там не было. Результатом того, что произошло, стало восстание пророссийских граждан против украинских патриотов, умело выполненное манипуляторами со стороны РФ. События в Одессе напоминают то, что произошло 31 августа под стенами ВР. Была накачка общества ненавистью, а дальше поджигался фитиль.
Ныне по ВР расследуется два больших дела. Первое — организация массовых беспорядков, в нем предъявлены обвинения ряду функционеров партии “Свобода”. Второе дело — по статье о терроризме. По нему привлекаются к ответственности три молодых человека, которые организовали и прикрывали бросок гранаты. Пока это разные уголовные производства. Следователи сейчас ищут тех, кто был “спусковым крючком” для броска гранаты, унесшего жизни четырех человек и нанесшего ранения многим другим. Тут есть странности. Странным, например, является то, что двое из трех этих обвиняемых были членами подразделения, создававшегося в прошлом году именно по просьбе партии “Свобода”. Странно и то, что один из этих бойцов за четыре дня до трагедии был на встрече с руководством партии “Свобода”, которое выезжало в зону АТО… Далее не считаю возможным комментировать действия следствия.
— Вы не считаете индульгенцией для тех, кто бросил гранату, их патриотизм, участие в АТО и т. д.?
— Одобрить убийство невозможно, если оно не совершено с целью самозащиты или в ходе боевых действий. Одобрить бросок гранаты молодым человеком, будь он хоть трижды герой, в других молодых людей, призванных защищать покой наших сограждан, невозможно.
То же самое можно сказать об инциденте с расстрелом сотрудников милиции, где одной из подозреваемых является известная активистка Виктория Завирюха. Дальше суд будет определять меру вины каждого.
— После парламентских выборов встал вопрос формирования новой команды реформаторов по ключевым направлениям, в том числе и в МВД. Внедрением новых подходов в кадровую политику занимался глава АП Борис Ложкин. Привлечение иностранцев в руководство страны — его идея. Ваше отношение к “спецназу реформ”.
— В целом — позитивное. Давайте вспомним историю. Если бы Петр Первый не пригласил специалистов-иностранцев, ученых, то не смог бы добиться относительно быстрого превращения России из государства с феодальным строем в более-менее современное и развитое по тем временам государство. Или взять более близкие по времени примеры. В ОАЭ есть нефть, но именно приглашенные иностранные специалисты сделали Эмираты по-настоящему современным, передовым государством. В то же время Саудовская Аравия, где нефти гораздо больше (в пять раз), не имеет такого экономического развития, особенно в сфере услуг, потому что там нет массового призыва иностранцев на работу. Да, в ОАЭ тоже нет министров-иностранцев, но большинство крупных проектов, как в бизнесе, так и в административной сфере, ведется иностранными специалистами. А министры, граждане Эмиратов, прошли серьезное обучение в лучших вузах Запада.
Нам нужна программа обучения молодых людей из Украины за рубежом с прицелом на дальнейшее занятие ими крупных административных постов в стране. Приглашенные специалисты, та же Эка Згуладзе или Давид Сакварелидзе, проходили годичное или больше обучение в лучших вузах Европы, США, Японии… Сейчас настало время безотлагательно запустить такую программу в Украине, чтобы каждый год тысячи молодых людей проходили обучение на Западе и затем возвращались в Украину налаживать здесь административную работу на современном уровне.
— Как вы оцениваете работу пресловутого сайта “Миротворец”, где вывешиваются личные данные людей, заподозренных активистами в терроризме, работе против Украины, который вы презентовали?
— Сайт “Миротворец” был задуман группой патриотов Украины в прошлом году как средство защиты общества от тех, кто стал в открытую заниматься антиукраинской деятельностью. А именно: призывами к распаду Украины, к терроризму и пр. Поскольку на тот момент, весной прошлого года, правоохранительные органы Украины проявляли поразительную пассивность, а пророссийские силы, напротив, бешеную активность, этот проект послужил тому, что, во-первых, антиукраинская деятельность в интернете была частично свернута, а во-вторых, те лица, которые в такой деятельности были замечены, были помещены на сайте.
Конечно, сам факт нахождения на этом сайте еще не значит, что человек замешан в уголовном преступлении, но говорит о том, что он в своем роде опасен для нашего государства. Однако если человек фотографировался с автоматом на фоне флага “ДНР-ЛНР” и заявлял публично, что рад отходу Донбасса от Украины, то это преступление.
Наш сайт помогает правоохранителям выявлять таких людей и привлекать их к уголовной ответственности. А если и нет, то такой человек будет в определенной мере поражен в гражданских правах, он не получит кредита и т. д. Ряд банков уже сотрудничают с нашим сайтом и по своей инициативе прекращают банковское обслуживание таких людей. Это имеет колоссальное влияние.
На сайт “Миротворец” приходят многие жалобы от тех, кто там помещен: мол, снимите нас с сайта, это мы немного поразвлекались с флагами и автоматами, больше не будем… Наш подход такой: если ты не совершил преступления, то будешь просто на учете, как склонный к таковому, но с сайта тебя не снимем. А как вы хотите, идет ведь жестокая борьба. То же самое происходит, например, в Израиле. У израильских спецслужб есть досье на каждого возмутителя спокойствия. Это помогает профилактике преступления и облегчает поиск возможных преступников. Словом, невозможно бороться с сепаратизмом и терроризмом, если нет общественной поддержки.
Мы обмениваемся своими базами данных с правоохранителями. Могу сказать, что сейчас на сайте “Миротворец” размещены данные на более чем 8 тысяч человек, находящихся в розыске МВД. И наоборот, правоохранители черпают информацию с нашего сайта. Благодаря ему сотни лиц, замешанных в преступлениях, были задержаны на блокпостах и препровождены в соответствующие учреждения.
Сейчас скажу вам эксклюзивную вещь: в ближайшее время на сайте “Миротворец” будет запущен уникальный сервис распознавания по лицам подозреваемых в сепаратизме и терроризме, в других преступлениях. Вы сможете сфотографировать на улице подозрительного человека (или переснять его фото с документов или соцсети) и через свой смартфон сличить это изображение с теми снимками, которые находятся в базе данных “Миротворца”. Сайт через новую систему определит, находится ли этот человек, например, в розыске, идентифицирует его.
— Вам 36 лет. Есть ли вещи, которые вы еще не испытали, но хотите испытать? Новые цели?
— Я люблю ходить пешком на горные вершины, имею уже некоторый опыт. Например, поднимался на Говерлу, на Олимп, а это 2 км 980 м. Именно пешком, без всякого альпинистского снаряжения. Стараюсь заниматься больше собой, вот в этом году сбросил около 30 кг веса, со 155 кг до 125. Секрет прост: стал меньше есть, не кушать на ночь, более правильный рацион и т. д.
— От чего пришлось отказаться?
— Стал есть гораздо меньше хлеба, бывало, по неделе не ел вообще ничего мучного. Сегодня вот с вами позволил себе небольшой вкусный “Наполеон”, но, в принципе, могу сладкого тоже неделю не есть вообще. Но не отказываю себе в овощах, в рыбе, в мясе. В принципе, ничего особенного, главное — регулярность. Из физических упражнений мне нравится быстрая ходьба.
— Расскажите о родных: кто они, чем занимаются?
— На эту тему я стараюсь не говорить. Я постоянно подвергаюсь агрессивным выпадам, особенно в российских, да и в украинских СМИ, не хотелось бы подвергать опасности близких людей.
— Вы к подобным выпадам в СМИ относитесь с иронией или все так серьезно, что приходится нанимать охрану?
— Охраны у меня нет.
— Чего боится Антон Геращенко?
— Сказать, что боюсь щекотки, так нет, не боюсь. Я обычный человек и боюсь того же, чего боятся обычные люди. Не боятся вообще только сумасшедшие. В чем разница между смелым человеком и трусом? Смелый человек не лишен страха, но он делает то, что нужно, невзирая на страх.
— Есть ли у вас хобби?
— Читаю умные книги. Сейчас перечитываю историю Великой французской революции для проведения параллелей с развитием нашей революционной ситуации.
— С кого из великих стараетесь брать пример?
— Мне нравится опыт Уинстона Черчилля и Шарля де Голля.
Источник: segodnya.ua