Россия опробовала на боевиках флот и новые крылатые ракеты.
Российская армия подключила к сирийскому конфликту Военно-морской флот. В среду ВМФ запустил 26 ракет из Каспийского моря, которые, пролетев над Ираком и Ираном, поразили 11 целей в Сирии. По данным «Газеты.Ru», под удар попали ИГИЛ и штаб-квартира других радикальных группировок исламистов – Jaysh al-Fate и Nusra Front. Таким образом, Россия впервые в новейшей истории применила корабельные крылатые ракеты на такой дистанции в боевых условиях.
«Дагестан» подходящего «Калибра»
Корабли ВМФ России подключились в среду к нанесению ударов по позициям исламистов в Сирии. Об этом в эфире телеканала «Россия 1» заявил министр обороны Сергей Шойгу.
«Для поражения боевиков кроме авиации утром привлекли корабли Каспийской флотилии, четыре ракетных корабля произвели 26 пусков крылатых ракет морского базирования «Калибр» по 11 целям»,- сказал Шойгу на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным.
Министр отметил, что, по данным объективного контроля, все цели были уничтожены, а гражданские лица не пострадали. «Результаты ударов подтвердили высокую эффективность ракет на больших расстояниях – почти 1,5 тыс. километров», – отметил Шойгу.
По словам министра, пуск ракет осуществлялся именно кораблями Каспийской флотилии, которая имеет на вооружении несколько судов, способных наносить удары крылатыми ракетами по наземным целям. Это сторожевой корабль «Дагестан», а также малые ракетные катера проекта «Буян-М»: «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Однако, исходя из открытых источников, все эти военные корабли вооружены ракетами, которые могут поражать цели на дистанции до 300 км. Так же как и ракеты класса «Калибр», о которых заявил Шойгу.
«Здесь не стоит искать никакого противоречия: те ракеты «Калибр», которые демонстрировали на международных выставках, подпадают под действие соглашения об ограничении распространения военных технологий, их дальность действия действительно ограничена до 300 км. Однако есть и вариант «Калибра» для российского флота – 3М-14, который может нести обычный заряд, а может и ядерный.
С обычным зарядом ракета способна поразить цель на дистанции свыше 1,5 тыс. км, с ядерным – свыше 2600 км»,
– сказал в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.
По его словам, вероятнее всего для пуска этих ракет в данном случае применялись малые ракетные корабли типа «Буян-М». Они оснащены восемью универсальными установками для пуска, из которых можно запускать как противокорабельные ракеты, так и ракеты 3М-14.
«Фугасная масса ракеты составляет порядка 400 кг, с помощью них можно уничтожать пункты управления противника, его узлы связи, склады с вооружением и аэродромы», – сказал главный редактор «Арсенала Отечества».
Под удар попали сирийские исламисты
Вскоре после атаки Минобороны РФ распространило в интернете видео пуска ракет, где показано, как осуществляется запуск ракет с корабля «Дагестан». В этом же ролике приводится карта полета «Калибра», исходя из которой в полете боеприпасы пересекали территорию Ирана и Ирака (облетев Турцию, с которой ранее у России возник конфликт из-за залетевшего в ее воздушную зону российского истребителя), после чего поразили цели на востоке Сирии.
«Газета.Ru» попыталась выяснить, какие именно объекты поразило Минобороны России. По словам местных жителей, удары были нанесены по двум провинциям.
«По нашим данным, ракеты ударили по деревне Урум-аль-Явз в пригороде Идлиба (город на северо-западе Сирии. – «Газета.Ru») и по пригороду города Ракка, – рассказал «Газете.Ru» местный житель. – Насколько мы знаем, в Урум-аль-Явз базировалась штаб-квартира боевиков, в том числе из «Фронта ан-Нусра» (отделение «Аль-Каиды» в Сирии, запрещенная в России организация. – «Газета.Ru»).
Примечательно также, что Ракка – город на севере Сирии – В марте 2013 года был захвачен боевиками и в настоящее время контролируется группировкой ИГИЛ. В городе установлено шариатское правление и он исполняет функции столицы ИГИЛа.
Сирийская обсерватория прав человека также утверждает, что российские войска нанесли удар по позициям боевиков в провинции Идлиб. По их информации, большая часть провинции контролируется оппозиционным суннитским альянсом Jaysh al-Fateh («Армия завоевания», одна из крупнейших радикальных исламистских группировок, воюющих против армии Асада).
Именно в провинции Идлиб войска Асада потерпели главное военное поражение весной этого года. Представителей ИГИЛ (запрещенная в России организация) там, судя по свежим данным, нет – основную угрозу асадовским войскам представляет Jaysh al-Fateh – JAF («Армия освобождения»), куда входит салафитская группировка Ahrar al-Sham и связанные с «Аль-Каидой» Nusra Front и «Исламская партия Туркестана» (TIP).
Ранее военные аналитики (в том числе журнала Guardian) высказывали мнение, что
если Идлиб будет взят под контроль террористами (сейчас он по-прежнему является спорной территорией), то путь до Латакии, где базируется российская авиация, становится открыт. А это всего 1,5 часа на машине.
Проба сил
Примечательно, что ракеты «Калибр», которые еще называют российскими «Томагавками» (американские крылатые ракеты), фактически получили в среду в Сирии боевое крещение.
«Это оружие поступило на вооружение в наш ВМФ всего несколько лет назад, но им уже оснащены как надводные корабли, так и подводные лодки. В дальнейшем количество судов, имеющих оружие данного типа, будет только увеличиваться», – полагает Мураховский. Эксперт считает, что ракетами 3М-14 российские военные моряки теоретически могли поразить различные цели.
Более того, по словам капитана первого ранга запаса, главы экспертного совета Госдумы по обороне Бориса Усвяцова, эти
удары по исламистам с кораблей Каспийской флотилии – первый случай в новейшей истории российской армии, когда она применила корабельные крылатые ракеты на такой дистанции в боевых условиях.
«Мы подобные пуски, конечно, выполняли по боевым полям в ходе учений, использовали болванки. Иначе мы бы не смогли выполнить подобную задачу. Однако сегодня мы впервые в истории современных российских вооруженных сил применили крылатые ракеты по конкретному противнику на такой дистанции. Цели, которые были определены, мы успешно поразили, что говорит о качественной подготовке наших военно-морских офицеров и матросов и о том, что наша промышленность работает в правильном направлении», – уверен Усвяцов.
По словам эксперта, при выполнении подобных атак на объекты террористов российские военные моряки находятся абсолютно недосягаемыми для противника.
«У ИГИЛ нет военно-морской компоненты. По сути,эти пуски – аналог того, как США в свое время стреляли крылатыми ракетами «Томагавк» по Ираку и Югославии с больших дистанций, ведя бесконтактный бой.
Сейчас мы увидели, что наши войска тоже могут вести бесконтактный бой», – сказал руководитель экспертного совета Госдумы по обороне.
Чего добивается Россия
Если Россия хочет сохранить свои позиции в прибрежных провинциях – анклавах правящего в Сирии алавитского режима, – ей необходимо восстановить контроль Башара Асада над всей Сирией и разгромить всех его оппонентов, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
По его словам,заявленные цели Москвы – борьбу с ИГ – «чисто географически» нельзя выполнить без уничтожения и остальных противников Дамаска.
При этом Храмчихин прогнозирует большое количество жертв среди гражданских в случае полномасштабного наступления на города, контролируемые ССА и исламистами.
«Есть ли у армии Асада потенциал для наступления? Вот эта операция и покажет. У Дамаска много техники, но у нее высокая изношенность, как и усталость личного состава. Посмотрим, как здесь поможет авиационная поддержка России», – рассуждает Храмчихин.
Россия преследует очевидную цель – усилить мощь асадовской коалиции и ее тактических сподвижников, уверен Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады. По его словам, Москва своим вмешательством добивается снижения политического влияния умеренной оппозиции в возможно последующем политическом процессе.
«Асадовская армия воюет сейчас в основном не с ИГ, а с умеренной оппозицией, с которой имеет общую линию фронта. Цель Асада – восстановить позиции, инфраструктуру, коммуникации, предпринимается попытка продвижения на захваченные боевиками земли. До захвата столицы ИГ – города Ракка – дело не дойдет, это потребует огромных сил. Так что скорее цель – попытаться продиктовать условия по политическому процессу после подавления основных баз оппозиции и их тактических союзников – умеренных исламистов», – считает Шумилин.
С другой стороны, по словам эксперта,цель Запада, Турции и Саудовской Аравии – усилить умеренную оппозицию и исламистов, чтобы свергнуть Асада или добиться его ухода.
«Точки компромисса с Западом здесь нет. Все это выглядит как гибридная война – сначала Запад усилит противников официального Дамаска, и только потом будут попытки сесть за стол переговоров».
Из Европы и США на фоне вмешательства в конфликт России продолжают поступать тревожные сигналы. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что если конфликт на Ближнем Востоке не будет решен, то он может привести к «тотальной войне», передает Reuters. Также, по сообщению агентства, глава минобороны США Эштон Картер в среду во время визита в Италию прямо заявил, что США не будут вести связанное с Сирией военное сотрудничество с Россией, считая ее стратегию там «трагически ошибочной». Пока Пентагон готов обсуждать только технические вопросы, связанные с безопасностью пилотов, отметил Картер.
Глава Пентагона напомнил позицию Вашингтона, который не считает российские ракетно-бомбовые удары в Сирии направленными на позиции экстремистов «Исламского государства».
Цель – усилить мощь асадовской коалиции и ее тактических сподвижников, уверен Александр Шумилин, директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады. По его словам, Москва своим вмешательством добивается снижения политического влияния умеренной оппозиции в возможно последующем политическом процессе.
«Асадовская армия воюет сейчас в основном не с ИГ, а с умеренной оппозицией, с которой имеет общую линию фронта. Цель Асада – восстановить позиции, инфраструктуру, коммуникации, предпринимается попытка продвижения на захваченные боевиками земли. До захвата столицы ИГ – города Ракка – дело не дойдет, это потребует огромных сил. Так что скорее цель – попытаться продиктовать условия по политическому процессу после подавления основных баз оппозиции и их тактических союзников – умеренных исламистов», – считает Шумилин.
С другой стороны, по словам эксперта,
цель Запада, Турции и Саудовской Аравии – усилить умеренную оппозицию и исламистов, чтобы свергнуть Асада или добиться его ухода.
«Точки компромисса с Западом здесь нет. Все это выглядит как гибридная война – сначала Запад усилит противников официального Дамаска, и только потом будут попытки сесть за стол переговоров».
Из Европы и США на фоне вмешательства в конфликт России продолжают поступать тревожные сигналы. Президент Франции Франсуа Олланд заявил, что если конфликт на Ближнем Востоке не будет решен, то он может привести к «тотальной войне», передает Reuters. Также, по сообщению агентства, глава минобороны США Эштон Картер в среду во время визита в Италию прямо заявил, что США не будут вести связанное с Сирией военное сотрудничество с Россией, считая ее стратегию там «трагически ошибочной». Пока Пентагон готов обсуждать только технические вопросы, связанные с безопасностью пилотов, отметил Картер.
Глава Пентагона напомнил позицию Вашингтона, который не считает российские ракетно-бомбовые удары в Сирии направленными на позиции экстремистов «Исламского государства».
Дмитрий Евстифеев, Владимир Ващенко, Владимир Дергачев, Артур Громов
Источник: kavpolit.com