Министр культуры Владимир Мединский подписал соглашение с несколькими крупными сетями кинотеатров, согласно которому вводится квота: 20% всех сеансов отдаются под российские фильмы. Новость на первый взгляд выглядит жутко, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего ужасного не произошло – соглашение с кинотеатрами носит добровольный характер, присоединились к нему киносети, которые занимают только треть российского рынка. Однако и ничего хорошего тоже не случилось.
Нашему Министерству культуры (при наличии такой функции) нужно перестать мыслить об отечественном кино старыми категориями, актуальными для того времени, когда в нашей стране трудились Михаил Калатозов и Андрей Тарковский, Элем Климов и Лариса Шепитько, Григорий Козинцев и Леонид Гайдай, многие другие мастера. Нужно хорошо понимать, что́ представляет собой современный российский кинематограф. Вот я, как человек, увлекающийся кино, рискну – тезисно и, конечно, субъективно – написать, what are сегодняшние российские фильмы и почему их приходится спасать квотами. Итак:
а) гигантская масса развратных «комедий» с паталогически несмешными шутками, основанными на пьянстве и «туалетном юморе»;
б) безнадёжно затёртые сюжеты, заимствованные из Голливуда и низведённые до ещё более низкого уровня;
в) бездарные римейки и сиквелы советской киноклассики, демонстрирующие глубокий кризис идей и категорический отказ от приличий;
г) занудные мело-недо-драмы с отсутствующей актёрской игрой;
д) всё вышеперечисленное, одетое в военную форму и выданное за «патриотическое кино» о Великой Отечественной.
Случается, иногда, что наши режиссёры снимают что-то, что даже можно без слёз и тошноты досмотреть до конца – воспринимаются такие фильмы на общем фоне едва ли не как откровение (любят в таких случаях говорить о неком «возрождении российского кинематографа», забывая, что прошлое «возрождение» таковым не оказалось). Бывает (куда реже), что в России выходит что-то по-настоящему талантливое – я сам даже писал о некоторых лентах – только вот пересчитать их можно по пальцам рук. Фрезеровщика.
Отсюда закономерный вопрос: зачем пытаться какими-то квотами реанимировать труп? Российское кино, в основной своей массе, в зарубежный прокат не идёт и с треском проваливается во внутреннем – потому что нужно сначала сделать из кинозрителя свинью, чтобы он потреблял такие помои. По большому счёту, когда очередной российский фильм собирает мизерную кассу – это чаще всего здоровый знак: несмотря на все старания Министерства культуры, в россиянах всё ещё теплится чувство вкуса и ощущение прекрасного. Напротив, когда отечественные ленты (особенно «комедии» с юмором строго ниже пояса) вдруг оказываются коммерчески успешными, то надо не радоваться, а бить тревогу – население деградирует, российский кинозритель превращается в нежвачное парнокопытное.
К счастью, большинство российских фильмов в прокате оказываются убыточными. Да, именно «к счастью». Каким бы подлым ни был лозунг «чем хуже – тем лучше», к нашему кинематографу он применим идеально. Пускай уже разорятся все российские киностудии – хватит уже им оскотинивать и развращать народ, издеваться над синематографом. А министру Мединскому я бы посоветовал перестать бросать «спасательные круги» расплодившимся мистерам Сэкондам. Правда, боюсь, министр не поймёт шутки, заключённой в этой фразе.
Не читал ни одной из многочисленных книг Владимира Мединского – может, они даже и не плохи (хотя сомневаюсь) – но в важнейшем из искусств плодовитый писатель явно неразборчив. Министр сначала старательно пишет литературу – апологию русского народа, разрушающую все негативные «мифы о России» – а потом говорит о том, что каждый россиянин просто обязан посмотреть «великое кино о великой войне» – в котором, вообще-то, наши деды изображены злобными и тупыми орками, справедливо заслуживающими физического уничтожения. Где есть немецкие танки на парусах и попытка тупого красноармейца заколоть вражеский танк штыком от винтовки, где есть снятые крупным планом сцены дефекации из кабины немецкого бомбардировщика и вражеский истребитель, сбитый с помощью молитвы. Где Ставка посылает 15 тысяч гражданских лиц с черенками от лопат на немецкие пулемёты, чтобы потом сфотографировать их трупы и подло обвинить благородных гитлеровцев в убийстве мирных жителей. Изложенное выше – не моя больная фантазия, а «Утомлённые солнцем 2» Никиты Михалкова, которые он снял, между прочим, примерно за полтора миллиарда российских рублей. Чтобы отбить хоть малую часть этих денег, по стране тогда стали принудительно заводить на сеансы школьников. Страшно представить, какой образ Великой Отечественной сложился в их неокрепших умах – учитывая, что (стараниями Министерства образования) реальной истории войны они не знают совершенно (убедился в за год работы экскурсоводом в Центральном музее ВОВ). А Владимир Мединский, который так показательно заботится об имидже нашей страны, превозносил это русофобское безобразие (тот редкий случай, когда термин „русофобия” действительно уместен) выше небес, после чего отправил его в Канны и за „Оскаром”…
А на днях 90 лет исполнилось гениальному Марлену Хуциеву. Из них 12 лет он пытается доснять фильм „Невечерняя”. Двенадцать лет ему не дают финансирования – а ведь за это время он мог бы снять и „Невечернюю”, и ещё пару фильмов! Но время упущено, Хуциеву уже девяносто – он скоро уйдёт, а второго такого никогда больше не будет. Знаете… В стране, где востребованы „Утомлённые солнцем 2», „Солнечные удары” и прочие „солнечные солнца” от Никиты Михалкова, но никому не нужен Марлен Хуциев, кинематограф действительно должен быть похоронен. Он умер, прогнил изнутри, но зачем-то ещё бродит, словно зомби, кормясь подачками от Министерства культуры. Вот его гниение пытаются пролонгировать введением (пока что) добровольных квот. А зачем?
Теоретически, можно бы использовать эти квоты, чтобы наряду с новинками показывать в кинотеатрах шедевры советской киноклассики (правда, я бы не ограничивался только советской). Но делать этого никто не буде. Можно бы использовать квоту в том случае, если в России вдруг снимут гениальный разговорный фильм, который потребует поддержки в силу того, что отечественного зрителя приучили уже исключительно к пошлятине. Но, увы, с трудом верится, что такой случай скоро настанет. Разве что Хуциев всё-таки успеет доснять свой последний фильм.
Роман Жигун
Источник: echo.msk.ru