Как Ми-24 помогает уничтожать террористов ИГ в Сирии

By admin Oct 8, 2015

Воздушный «виртуоз»

Когда-то бывший начальник Сызранского авиационного училища, боевой летчик, Герой России полковник Николай Ярцев так объяснял автору этих строк принцип управления вертолетом: «Представь два металлических шара. Представил? А теперь попробуй мысленно поставить их один на другой и удержать в таком положении. Вот и управлять вертолетом – примерно то же самое…».

И все же, глядя какие пируэты выписывает иной раз в воздухе небесный охотник Ми-24, не верится, что его виртуозный почерк – настолько трудная работа. А ведь вес даже пустого вертолета от 7,5 до 8,3 тонн. Да и, к тому же, боевой вертолет – это не просто винтокрылая машина. Помимо управления, летчику и штурману-оператору нужно еще определять цели, вести огонь из всех видов бортового вооружения, выполнять противозенитные маневры. Не случайно пилотировать военные вертолеты всегда доверялось только офицерам, выпускникам профильных авиационных военных училищ, которые так и называли, «вертолетными».

Именно Ми-24 наряду с автоматом Калашникова, ракетами «Тополь» и рядом других образцов отечественного вооружения оказался в числе самых узнаваемых «брендов» нашего оружия. Это хищный облик известен по всему миру. А по многим боевым и техническим характеристикам этому вертолету и его модификациям по сию пору нет равных.

Кстати, полковник Ярцев свою лейтенантскую службы по окончании военного вуза (того самого училища в Сызрани, которое он позже возглавлял) начинал в авиационном полку в Баграме. Задачей пилота было патрулировать с воздуха подступы к аэродрому, где базировалось внушительное по составу аваиакрыло ограниченного контингента.

Полеты осуществлялись в посменном режиме, но в воздухе всегда находилась пара наших «крокодилов» – такое прозвище из-за своей характерной внешности получили эти машины. В случае обнаружения какой-либо опасности на земле, например, обнаружения группы боевиков или нанесения минометного удара по аэродрому, Ми-24 должны были сразу же с первого захода нанести удар по огневой точке.

В знаменитом фильме «9 рота» в сцене поражения советского Ан-12, вылетевшего с одного из афганских аэродромов, показано, как сразу после нанесения удара в небо поднимается Ми-24. Возможности этого вертолета по оперативному реагированию на угрозы на земле, и, самое главное, гарантированному уничтожению любой наземной цели, трудно было переоценить. 

Вскрыть и уничтожить

В составе смешанной российской авиационной группы, обеспечивающей нанесение точечных ударов по объектам международной террористической организации ИГИЛ на территории Сирии, также имеются боевые машины этого типа. Нетрудно предположить спектр их задач: это охрана и оборона подступов к аэродрому базирования, воздушное прикрытие вертолетов поисково-спасательной службы (на случай вылета в район поиска пилота, катапультировавшегося из подбитого самолета), а также огневая поддержка наступающих наземных войск.

Правда, пока об этом функциональном применении Ми-24 (речь идет об их новейшей модернизированной версии – Ми-35) речи не идет: объявлено, что основные боевые задачи в Сирии выполняют самолеты фронтовой авиации, наносящие удары высокоточным оружием по вскрытым позициям террористов. Когда-то появление Ми-24 стало настоящий прорывом, революцией в военной авиации. До этого первый подобный эксперимент предприняли американцы с их Белл AH-1 «Кобра», созданном целенаправленно под Вьетнам. К слову, наш вертолет, вопреки досужим мнением, появился не в связи с событиями в Афганистане, хотя именно там получил свое первое боевое крещение. Создание новой винтокрылой машины, «заточенной» в первую очередь под задачи огневой поддержки наступающих мотострелковых и танковых подразделений с воздуха, а также поражения бронированных объектов противника, стартовало в конце 1960-х годов.

Конструкторам ОКБ М.Л.Миля удалось сделать невозможное. Новый вертолет вобрал в себя возможности и «летающего танка», оснащенного самым мощным оружием, и транспортника. В небольшом десантном отсеке вполне могли разместиться восемь человек со снаряжением и штатным стрелковым вооружением. Не случайно первые серийные образцы Ми-24 пошли на вооружение десантно-штурмовых бригад Воздушно-десантных войск. Возможности десантников с такой поддержкой многократно возрастали.

Две с половиной тонны огня с неба

Ми-24 составил безоговорочную конкуренцию не только «Кобре», но и сумел на равных потягаться с другим перспективным ударным вертолетом армии США – AH-64 «Apache». Кстати, две эти машины – советско-российская и американская являются на сегодня самыми массовыми боевыми вертолетами в мире.

Ключевым отличием нашего воздушного охотника была и остается система защиты экипажа. Специальными стальными плитами здесь бронирована кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор, гидробак. Бронировано также кресло летчика: оно оснащено бронеспинкой и так называемым «бронезаголовником». Бронеперегородкой прикрыто и отделение, где находится второй член экипажа, а общую картину дополняет лобовое бронестекло. В свою очередь варианте Ми-35 вертолет оснащается более мощными двигателями, имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и обновленный рулевой винт, дающий большую маневренность.

Но самая главная «фишка» вертолетов этой модели в наличии мощной системы вооружения. Уже на первых модификациях этой машины, в 1960-70-х годах устанавливались не имевшие на тот момент аналогов подвижные огневые установки. Вообще, номенклатура бортового стрелково-пушечного вооружения Ми-24/35 поражает. Это и 12,7-мм пулеметы, и 30-мм автоматические гранатометы, и два четырехствольных пулемета ГШГ-7,62, и две авиационные пушки ГШ-23Л, смонтированные в выносных универсальных пушечных контейнерах, и несъемная подвижная пушечная установка.

Уничтожение танков с воздуха обеспечивается ракетами ПТУРК «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А». Значительное поражение наземному противнику может быть нанесено неуправляемыми ракетами, которые заряжаются в четыре пусковых контейнера (блоки НАР – неуправляемых авиационных ракет). Кроме того, вертолет может принимать на внешние пилоны ракеты класса «воздух-воздух», в том числе вертолетный вариант ПЗРК «Игла-В», а также нести бомбовую нагрузку весом до 500 кг.

Общая боевая нагрузка машины достигает 2,5 тонн. Две с половиной тонны огня с неба! Для сравнения – общий вес боекомплекта, скажем, танка Т-72 (если учесть полную нагрузку этой машины бронебойно-кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами) не превысит и тонны.

«Летающий танк» с компьютерной «начинкой»

На сегодня известно как минимум о трех десятках войн и военных конфликтов, происходивших в различных регионах мира, где в той или иной степени принимали участие вертолеты этого семейства. В Афганистане эти машины получили заслуженное признание из-за их надежности, неприхотливости, уверенной боевой работы в любой обстановке, ну и, конечно, наличию внушительного арсенала на борту. Здесь как нигде пригодился весь комплекс оружия этого вертолета.

Тактикой его боевого применения стало первичное нанесение удара с удаленной дистанции ракетами комплекса НАР, а затем точечное огневое поражение пулеметной либо пушечной установкой. В свою очередь долговременные огневые точки, схроны и укрытия моджахедов, уничтожались авиационными бомбами крупного калибра. Поражение самой боевой машины огнем стрелкового оружия и даже крупнокалиберных зенитных пулеметов, благодаря броневой защите и возможностям маневрирования, было сведено к минимуму, а выстрелы ПЗРК типа «Стингер» в основном отводились аппаратурой бортового комплекса обороны, прежде всего устройством отстрела ловушек АСО-2В.

Вертолеты этой модели выполняли задачи и поставлялись на экспорт во многие страны Африки и Ближнего Востока. Так что своеобразный сирийский климат и, прежде всего, присущая этому региону высокая температура воздуха, будет нашей машине не в диковинку. Комплекс бортового пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования позволяет выполнять полеты как днем, так и ночью и при любой погоде, обеспечивает надежную стабилизацию в полете, облегчает пилотирование. Так, возможности лучше видеть в темное время суток летчику дают очки ночного видения ОВН-1 «СКОСОК» и адаптированное к их применению внешнее и внутреннее осветительное и светосигнальное оборудование.

Комплекс пилотажа, навигации и электронной индикации, прицельно-вычислительный комплекс, комплекс средств связи, модернизированный комплекс управляемого ракетного вооружения с обзорно-прицельной системой. Это не просто «летающий танк», а современная и совершенная штурмовая боевая машина.

Кстати, на Ми-24 в свое время было установлено и несколько мировых рекордов. До сих пор не побито достижение в скорости полета, установленное на этом вертолете советским летчиком-испытателем Карапетяном в 1978 году. 368 с лишним километров в час.! Рекордные данные показала эта машина и по так называемой скороподъемности: высоту в 3 километра Ми-24 достигал за 2 минуты 34 секунды, а 6 километров – за 8 минут 31 секунду.

Этот винтокрылый штурмовик занимает особое место в истории авиационной техники, заслужив репутацию надежного воздушного бойца. В наши дни, несмотря на солидный стаж, эта машина продолжает нести службу по всему миру. На Ми-24 выступает и знаменитая российская пилотажная группа «Беркуты».

Дмитрий Сергеев

Источник: warfiles.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply