Санкции закрыли доступ крупнейших российских банков не только к внешним рынкам капитала, но и к валютному рефинансированию Центрального банка и валютным депозитам Минфина.
Центральный банк и Министерство финансов ограничили доступ крупнейших банков страны, подпавших под санкции США и Евросоюза, к собственным валютным средствам, пишет Bloomberg, ссылаясь на трех госслужащих и банкира, знакомых с введенными ограничениями.
Пять российских госбанков – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВЭБ – в прошлом году подпали под секторальные санкции США и ЕС, ограничивающие выход на европейский рынок капитала. Банки и их дочерние структуры (с долей в 50% и более) не могут привлекать на западе новый долговой и акционерный капитал сроком более 30 дней. Еще два банка – АБ Россия и СМП-банк – подпали под американские санкции, которые замораживают активы организаций в США и налагают запрет на любую работу американских резидентов с ними.
Ограничения повлияли не только на отношения банков с западными инвесторами, но и на доступ к валюте ЦБ и Минфина, пишет Bloomberg. По данным источников агентства, Банк России не допускает Сбербанк, ВТБ и других кредиторов, подпавших под санкции, до годовых валютных аукционов РЕПО, которые были разработаны для поддержки банковской системы. Центральный банк не хочет рисковать, так как валюта, которую он предоставляет в рамках аукционов валютного рефинансирования, проходит через корреспондентские счета в США и может быть арестована, если средства предназначены для долгосрочного финансирования банков, против которых введены санкции.
Госбанки оказались отрезаны и от доступа к валютным средствам Минфина – министерство не допускает их до своих аукционов по размещению долгосрочных валютных депозитов.
Ограничения, по данным Bloomberg, были введены в декабре по результатам встречи руководителей банков, подпавших под санкции, включая Газпромбанк, АБ Россия и СМП-банк, с представителями Центрального банка и Министерства финансов, но так и не были обнародованы. В результате банки, на которые приходится около 60% активов всей банковской системы, оказываются отрезаны не только от западного финансирования, но и от валютных средств Минфина и ЦБ. Практически единственными источниками валютного фондирования для них остаются депозиты физлиц и корпоративных клиентов.
Ограничения могут привести к возникновению у банков небольших операционных сложностей и незначительному снижению маржинальности, говорит аналитик БКС Ольга Найденова. «Если такие ограничения действительно есть, у банков могут возникать дополнительные операционные издержи из-за необходимости перезанимать у ЦБ в рамках короткого РЕПО, или им может несколько дороже обходиться валютное фондирование из-за необходимости привлекать его у физлиц и корпоратов, но в любом случае для перечисленных банков это не критично», – объясняет она. «Если у какого-то из госбанков будут проблемы с ликвидностью, их поддержат, я не могу представить ситуацию, в котором Сбербанк или ВТБ остались бы без господдержки», – добавляет Найденова.
Сирануш Шароян
Источник: banki.ru