Вряд ли американцы решили заняться благотворительностью, создавая Транс-Тихоокеанское торговое партнерство.
США и еще целый ряд государств договорились о создании торгового союза — Транс-Тихоокеанского торгового партнерства. Среди его участников, помимо США, такие крупные субъекты мировой экономики, как Япония, Мексика, Канада, Австралия и другие.
Объявляя о подписании соглашения, Барак Обама заявил: «Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила».
Чем вызвано появление новой организации? Как ее появление изменит мировой экономический расклад? Предпринимает ли Россия аналогичные усилия по созданию «своих» торговых площадок?
На эти вопросы порталу KM.RU отвечает Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев.
Нашему Таможенному союзу мешают амбиции его участников
– Наверное, эта идея появилась у США неспроста. С 2008 года идет финансово-экономический кризис, спекулятивный капитал довел всех до ручки. Вообще после распада СССР исчезла соревновательность между социалистическими и капиталистическими системами, и случился застой. За последние двадцать лет ничего нового не появилось, разве что телефоны.
Из этого состояния начали искать выход. Евросоюз разорил ряд государств, сделав их потребителями своих товаров, но разорившиеся страны стали плохими потребителями именно этой продукции.
Соединенные Штаты попытались разбогатеть путем военных действий и дать импульс своей промышленности, но тоже не очень получилось. Причем итогом стало то, что потоки беженцев потянулись и Европу, и что с ними делать, никто не знает.
В свою очередь Россия создала Таможенный союз. Отмечу, что таких попыток было несколько, мы очень долго примеряемся, пытаясь создать зону свободной торговли, но из-за амбиций друг друга единого экономического пространства не получилось. Таможенный союз вообще изначально предполагал отсутствие пошлин на границе, но именно из-за амбиций воплощение этой идеи затормозилось.
Мы дополняли друг друга, а не конкурировали
И вот сейчас США сделали новый ход – предложили договор о Транстихоокеанском партнерстве. Они заманили туда страны с разным уровнем экономики. То, что происходит сейчас в Евросоюзе, может произойти и у американцев. Экономический дисбаланс в ЕС привел к тому, что ряд слабых экономик тянут Евросоюз назад.
Я могу предположить, что США хотят разбогатеть за счет развивающихся стран, которых собираются сделать потребителями своей продукции. Время покажет, так это или нет, но в любом случае, я не думаю, что американцы решили пойти по пути благотворительности.
Что касается Китая, то 14-17 октября там пройдет представительное собрание азиатских политических партий, которые будут рассматривать вопросы создания проекта «Шелковый путь». Это тоже проект экономической интеграции. Исторически «Шелковый путь» проходил по территориям Монголии, Индии, России и ряда других стран, а сейчас сделан первый шаг для воссоздания старых торговых путей. «Шелковый путь» должен олицетворять интеграцию на азиатском континенте.
В советское время у нас был Совет экономической взаимопомощи. У нас идеология была не буржуазная, мы помогали друг другу при помощи разделения труда: не надо всем делать самолеты и вертолеты – одни страны занимаются этим, другие развивают текстильную промышленность. Мы дополняли друг друга, а не конкурировали. Вот если мы на этой основе построим азиатский союз, то тогда сможем поднять уровень экономик всех стран, входящих в него.
Николай Арефьев
Источник: km.ru