Россия и Иран: транскаспийское сотрудничество во имя безопасности

Россия и Иран: транскаспийское сотрудничество во имя безопасности

14 июля 2015 года в австрийской столице Вене было подписано историческое соглашение по иранской ядерной программе. Фактически Запад после долгого периода охлаждения отношений с Ираном признал право исламской республики на мирный атом. Достижение договоренности с западными странами вызвало ликование в Иране, который теперь, выйдя из международной изоляции, рассчитывает на улучшение своих отношений с западным миром, что принесет определенную пользу исламской республике. Однако Россия также была заинтересована в урегулировании “иранского вопроса”, поэтому Москва все 12 лет переговоров “шестерки” играла в них значительную роль.

Теперь же, после соглашения по ядерной программе Ирана, наши отношения с этой страной имеют все шансы выйти на новый уровень. При этом президент Владимир Путин называет Иран “долговременным партнером России”, а министр иностранных дел Сергей Лавров – “естественным союзником в борьбе против Исламского государства”, что явно означает не только демонстрацию намерений. Тем не менее стоит помнить, что Иран в своей политике исходит из четко им обозначенных собственных национальных интересов, предавать которые ради сотрудничества с РФ он не намерен. И Москва поступает соответственно, демонстрируя прагматичный подход к двусторонним отношениям, не забывая о своих национальных интересах.

Стоит отметить, что позиции обеих стран во многом близки или совпадают. Это касается вопросов безопасности в регионе Большого Ближнего Востока и во всей Азии в целом, правового статуса Каспийского моря, стабильности на Кавказе, а также разрешения вопросов в таких проблемных регионах, как Ирак, Сирия и Афганистан, Йемен. И в Москве не без оснований считают, что Иран – это важный региональный лидер, который, помимо всего прочего, способен оказывать серьезное влияние на формирование в исламском мире общественного мнения, благоприятного для РФ. 

Что касается конкретных форм сотрудничества, то Россия и Иран заявили о необходимости создания новой коалиции для борьбы с “Исламским государством”, которая стала бы альтернативой коалиции для борьбы с ИГ под эгидой Запада, не достигшей своими многомесячными бомбардировками позиций исламистов в деле их уничтожения ровным счетом ничего. При этом Иран уже в течение нескольких лет предоставляет Сирии финансовую, военную и иные виды помощи, участвуя даже в наземных операциях против исламистов силами спецподразделений Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). 

Россия видит в Иране одну из основных сил в борьбе с Халифатом, также наш интерес в поддержке Ирана заключается в его положительной для нас роли в Афганистане, где местные талибы присягнули ИГ. Действия Ирана в Афганистане могут отвлечь исламистов от их экспансии в Среднюю Азию.

Ложку меда во взаимоотношения Москвы и Тегерана вносит также тот факт, что в отношениях между РФ и ИРИ отсутствуют крупные проблемы, в том числе территориального характера. В отличие от Запада, РФ всегда признавала право исламской республики на мирный атом. И в Тегеране об этом прекрасно помнят. Однако в начале 90-х при Борисе Ельцине и его министре иностранных дел Андрее Козыреве, рьяно сдававшим американцам все те позиции, которые не успел сдать Горбачев, Россия под нажимом США отказалась поставлять Ирану высокотехнологичную продукцию “двойного назначения”, что, конечно, чувства благодарности у иранцев к России не вызвало, но и об охлаждении отношений речи тогда тоже идти не могло.

Сегодняшние доброжелательные взаимоотношения РФ и ИРИ продемонстрировал недавний визит главы иранского внешнеполитического ведомства Джавада Зарифа в Москву, где на состоявшейся после переговоров пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что “переговоры были весьма содержательными, прошли в традиционно доверительной и дружеской атмосфере, обе стороны подтвердили приверженность сотрудничеству в различных областях”.

Следует отметить, что президент Ирана Хасан Роухани посещал недавно проходивший в Уфе саммит ШОС. На данный момент существует немалая вероятность, что если реализация ядерной сделки с Ираном будет проходить, как планировалось, и с него будут сняты санкции, то Тегеран вполне может изменить свой статус наблюдателя в ШОС на статус полноправного члена организации. Это значительно усилило бы позиции РФ на Ближнем Востоке. 

Тегеран же, в свою очередь, вновь рассчитывает на поддержку Москвы в случае, если Запад будет затягивать в деле снятия с Ирана санкций или ужесточит свою позицию по отношению к республике. Посему обе стороны заинтересованы в поддержке друг друга.

Развитие торгово-экономического сотрудничества между двумя странами также внушают определенный оптимизм. Здесь, прежде всего, хотелось бы отметить атомную энергетику. Сотрудничество в этой сфере опирается на завершение проекта АЭС “Бушер-1” и на подписанные в 2014 году межправительственные соглашения на сооружение дополнительно восьми блоков в Иране. Помимо мирного атома, сфера сотрудничества включает газовую отрасль, инфраструктурные проекты и т.д. 

На упоминавшейся ранее пресс-конференции главы МИДов двух стран было объявлено, что в октябре этого года состоится заседание смешанной российско-иранской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, где будет обсуждаться возможность увеличения торгового оборота между двумя странами, который на данный момент составляет всего лишь 1,5 миллиарда долларов США. Без всякого сомнения, одним из положительных итогов заключения ядерной сделки с Ираном является тот факт, что расширение сотрудничества Москвы и Тегерана позволит успешно продвигать российские экономические интересы в этой стране, даже если нам придется конкурировать там с западными компаниями, которые после снятия санкций хлынут в Иран. Однако в стратегическом плане Иран вряд ли сменит приоритеты с России на Запад, так как нынешний режим в Исламской республике не склонен доверять ЕС и тем более США. Это отражается как в позиции верховного аятоллы Хаменеи, так и среди иранских элит, которые уверены, что искренними сторонниками Ирана западные страны, в отличие от России, не станут никогда. При этом у РФ всегда есть инструмент влияния на иранскую политику “на случай непредвиденных обстоятельств” – возможность ужесточить свою позицию по вопросам иранской ядерной программы.

Что касается военно-технического сотрудничества, то еще в январе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу совершил визит в Тегеран, где было подписано Соглашение о военном сотрудничестве, в том числе в регионе Каспийского моря. При этом на днях главкомом ВМС исламской республики Хабиболой Сайяри было объявлено о намерении кораблей ВМС Ирана посетить Россию, а затем провести совместные учения флотов двух стран на Каспии. “Мы проведем совместные учения с ВМФ РФ. Недавно у нас были совместные учения с флотилиями Индии и РФ в наших территориальных водах”, – заявил контр-адмирал Сайяри.

Вообще регион Каспийского моря имеет важное значение для обеих стран. Именно поэтому в октябре 2007 года на саммите прикаспийских государств было принято обязательство предотвращать вмешательство посторонних держав в определение статуса Каспия, а также отказ от агрессивной политики и помощи в агрессии третьей стране против любого прикаспийского государства. 

Последний пункт был особенно важным для Ирана в связи с постоянными угрозами США и Израиля, против чего резко выступала Россия. При этом серьезную проблему вызывает геополитическая экспансия США в центрально-азиатский регион и на Кавказ под предлогом борьбы с терроризмом и насаждения “демократии”, и здесь укрепление политического и военно-технического сотрудничества России и Ирана – двух сильнейших государств на Каспийском море, располагающемся между Кавказом и Средней Азией, – служит своеобразным щитом на пути западных демократизаторов. Иран также рассматривает вариант вхождения в ШОС, что еще больше обезопасит его от возможной интервенции НАТО и Израиля.

При этом Запад не скрывает своего интереса к региону Каспийского моря. Сами американцы активно начали проникать туда уже после распада СССР, а смена правящей партии в США, как известно, на внешнюю политику практически не влияет, а посему с середины 90-х по наши дни США проявляли и продолжают проявлять активный интерес к Каспию. Это выражается в следующем:

  • Поддержка строительства коммуникационных артерий, таких как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который, по словам экс-министра энергетики США Спенсера Абрахама, был задуман как часть транспортного коридора “Восток-Запад”, что укладывается в политику Вашингтона по ограничению влияния России на Европу и вытеснению её с европейского рынка энергоносителей;
  • Усиление военно-политических связей с прикаспийскими странами: в первую очередь Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном;
  • Что касается основных угроз стабильности и безопасности Каспийского региона, то здесь можно выделить следующие аспекты:
    • Отсутствие общей системы коллективной безопасности. К сожалению, принятое во время третьего каспийского саммита в Баку 18 ноября 2010 года Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море пока не трансформировалось в нечто более серьезное;
    •  Активная борьба за контроль над месторождениями энергоресурсов и маршрутами их доставки;
    • Серьезная милитаризация региона за последнее время. При этом отношения между такими странами, как Азербайджан и Туркменистан, Азербайждан и Иран оставляют желать лучшего. Россия здесь могла бы выступить посредником между странами, антагонизм которых подрывает безопасность и стабильность Каспия;
    • Рост террористических угроз, огромное количество радикальных исламистских ячеек и организаций, окрепших в Казахстане, Азербайджане, Туркменистане и в других регионах, многие из которых или уже присягнули ИГ, или являются потенциальными ячейками Халифата.

Что касается России и других прикаспийских государств, то значимость прикаспийского региона для них предопределяет мирный характер его развития, основные аспекты которого могут включать:

  • Во-первых, совместные учения, а также дружественные заходы кораблей в основные порты региона. Россия и Иран, как уже упоминалось ранее, намереваются в скором времени провести масштабные военно-морские учения на Каспии; 
  • Во-вторых, все страны прикаспийского региона должны осознать общность их интересов в обеспечении безопасности Каспия. Возможно, создание какого-нибудь военно-политического союза между государствами региона или вхождение их в ШОС или ОДКБ было бы в данном случае огромным шагом вперед;
  • В-третьих, развитие транскаспийских коммуникаций, в том числе не связанных с перевозками нефти и газа, увеличение товарооборота между прикаспийскими государствами. В этом ключе и было сделано ранее упоминавшееся заявление Москвы и Тегерана о намерении резко увеличить товарооборот между двумя странами. При этом формирующийся Евразийский союз, в состав которого из прикаспийских стран входят Россия и Казахстан, вполне мог бы включать в себя и Иран, что придало бы интеграционному объединению новые ориентиры. Такие как совместное освоение ресурсов Каспия, развитие логистических цепочек, а также в целом дальнейшее объединение христианской и мусульманской культур перед угрозой со стороны западного глобализма.

Конечно, между Россией и Ираном существуют определенные антагонизмы, но не вызывает сомнения то, что наша страна должна сотрудничать с Ираном. У нас накоплен ценный опыт в двусторонней дипломатии, политике и экономике, нашим связям почти 500 лет. Во многом совпадают точки зрения и подходы наших стран к основным международным и региональным проблемам. В конце концов и Москва, и Тегеран активным образом борются против выпестованного американцами “Исламского государства”, возможная экспансия которого угрожает жизненно важным интересам обеих сторон. 

Россия оказывает Ирану поддержку на международных площадках, выступая против западной трактовки вопроса иранской ядерной программы, настаивая на снятии санкций с ИРИ, помогает иранцам в развитии их экономического и военного потенциала. Иран, в свою очередь, поддерживает Россию в её усилиях по урегулированию проблем в Закавказье и Центральной Азии. При этом в своё время Иран занял благожелательный по отношению к России нейтралитет в чеченском, российско-грузинском и украинском конфликтах. Совместные военные учения двух стран и дружественные визиты кораблей лишь подкрепляют курс обеих стран на долговременное и выгодное сотрудничество.

Иван Прошкин

Источник: iran.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий