Сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Concorde вновь хотят поднять в воздух – после 12-летнего перерыва. Насколько реалистичны такие планы? Это попытался выяснить корреспондент BBC Future.
26 ноября 2003 г. закрылась одна из самых легендарных глав в истории авиации.
В этот день совершил свой последний полет сверхзвуковой Concorde – один из самолетов компании British Airways приземлился на аэродроме Филтон неподалеку от Бристоля, после чего ни одна машина этого типа не поднималась в воздух.
Окончание эксплуатации Concorde означало, что авиапассажиры больше не смогут путешествовать со сверхзвуковой скоростью (хотя, надо признать, билеты на этот самолет всегда были настолько дорогими, что их могли позволить себе лишь очень зажиточные люди).
Concorde стал одним из всего лишь двух гражданских самолетов за всю историю авиации, способных летать быстрее звука. Вторым был внешне схожий с ним советский Ту-144.
Стоит ли игра свеч?
За 12 лет, прошедших с того момента, как British Airways и Air France прекратили полеты Concorde (и за более чем 25 лет со времени последнего коммерческого полета Ту-144) во всем мире не было создано ни одного нового сверхзвукового авиалайнера.
Однако в сентябре текущего года консорциум под названием Club Concorde объявил о том, что ему удалось собрать 182 млн долларов на приобретение законсервированногоConcorde и восстановления его до состояния летной годности.
Консорциум также собирается приобрести еще один такой самолет и установить его в виде туристического аттракциона рядом с гигантским колесом обозрения London Eye в Лондоне.
Насколько реалистичен план возобновления полетов Concorde? Каким образом можно вновь поднять в воздух самолет, проведший годы в музейном ангаре (а тем более под открытым небом), и что для этого потребуется?
По словам писателя и колумниста Би-би-си Джонатана Глэнси, желание группы энтузиастов вновь увидеть Concorde в небе вполне объяснимо.
Для многих из нас этот авиалайнер с дельтовидным крылом являлся символом роскошной жизни, а оглушительный рокот, с которым он взлетал из лондонского Хитроу, был знаком каждому, кто жил в окрестностях аэропорта во второй половине прошлого века.
“Это самый элегантный из когда-либо созданных самолетов – чудо конструкторской мысли и аэродинамический шедевр”, – говорит Глэнси, чья книга Concorde: the Rise and Fall of a Supersonic Airliner (“Concorde:взлет и падение сверхзвукового авиалайнера” – ред.) выйдет в октябре.
“Concord предоставлял молодежи 50-х, 60-х и 70-х возможность одним глазком заглянуть в будущее, о котором все мечтали, но которое, по сути, так никогда и не настало. Лидеры британских профсоюзов, члены французской Коммунистической партии и политики различных мастей с удовольствием летали на борту Concorde, но даже те, кто никогда не смог бы себе позволить купить на него билет, все равно любили эту машину”, – подчеркивает писатель.
Глэнси продолжает: “Неудивительно, что о Concorde вспоминают с ностальгией – точно так же, как о Spitfire (британский истребитель времен Второй мировой войны), Lancaster (британский бомбардировщик того же периода) и Vulcan (британский реактивный стратегический бомбардировщик времен холодной войны)”.
“В горизонтальном полете на большую дальность и на крейсерской высоте Concorde мог обогнать практически любой военный самолет того времени. Так что, если бы удалось снова поднять его в воздух, от потенциальных пассажиров не было бы отбоя”.
Звуковой удар
Но одного лишь желания вновь заставить летать законсервированный авиалайнер, разумеется, недостаточно.
Хотя Concorde и выглядел для своего времени прорывным самолетом в сравнении с моделями традиционной компоновки производства Airbus и Boeing, но к тому моменту, как его вывели из эксплуатации, он давно уже не представлял собой последнее слово в авиастроении.
В основе конструкции авиалайнера лежали решения, отрабатывавшиеся на прототипах 1950-х гг.; еще одним самолетом, построенным по результатам тех исследований, стал чрезвычайно удачный французский истребитель Mirage III – первый европейский летательный аппарат, способный развивать скорость в два раза превышающую скорость звука.
Так что многие технологические решения, воплощенные в конструкции Concorde, впервые были опробованы в далеких 1950-х.
В особенности это касается устанавливавшихся на нем двигателей Rolls-Royce/Snecma Olympus – чрезвычайно шумных и прожорливых.
Как рассказывал Джим О’Салливан, в прошлом ведущий инженер British Airways, в интервью газетеScotsmanв 2012 г., просто для того, чтобы вырулить от терминала на взлетную полосу, Concorde требовалось больше топлива, чем узкофюзеляжному авиалайнеру Boeing 737 для перелета из Лондона в Амстердам.
Многие полагают, что выход Concorde на пенсию ускорила катастрофа одной из машин при взлете из парижского аэропорта в 2000 г. – единственная за всю историю эксплуатации данного типа.
Однако гораздо более серьезную роль сыграли гигантская стоимость поддержания парка этих лайнеров в эксплуатации, а также ряд факторов, связанных с его воздействием на окружающую среду.
Так, при преодолении самолетом звукового барьера возникает звуковой удар, который при полете над сушей может приводить к весьма неприятным последствиям на земле.
Именно по этой причине экипажам Concorde разрешалось достигать крейсерской скорости полета, соответствующей числу Маха 2, лишь после того, как машина оказывалась над океаном.
“С технической точки зрения самолет должен быть способен вновь подняться в воздух, но сперва необходимо будет получить разрешение от Управления гражданской авиации, – говорит Глэнси. – Что же касается его влияния на окружающую среду, то один-единственный шумный самолет – это не так уж и страшно”.
“В конце концов, для многих из нас не представляет проблемы рев гоночных автомобилей, и еще больше людей обожают шумные фейерверки. Вот если бы в небе было полно сверхзвуковых самолетов, тогда это была бы совсем другая история”.
Многие полагают, что Air France и British Airways – единственные авиакомпании, эксплуатировавшие Concorde – слишком рано отправили его на покой.
“Единственная истинная причина вывода Concorde из эксплуатации была политической, и она же является единственным препятствием на пути к возобновлению его полетов», – заявил в интервью Би-би-си в 2013 г. Бен Лорд, представитель инициативной группы “Спасем Concorde” (Save Concorde Group).
Возрожденный Vulcan
Еще одной группе британских энтузиастов очень хорошо известно, каково это – вновь поднять в небо списанный самолет.
Реактивный бомбардировщик Avro Vulcan находился на службе Королевских ВВС с 1956 по 1984 гг., и изначально его проектировали для доставки ядерных боезарядов.
Но славу ему принесла серия боевых вылетов на рекордную дальность в ходе Фолклендской войны с Аргентиной в 1982 г. Тогда в результате бомбардировок был выведен из строя аэропорт Порт-Стэнли. А в 1984 г. Vulcan списали со службы.
В 1997 г. Роберт Племинг, в прошлом специалист в области информационных технологий и заядлый фанат авиации, загорелся идеей привести один из легендарных бомбардировщиков в состояние летной годности – через 13 лет после вывода типа из эксплуатации.
Самолет с бортовым номером XH558 вплоть до 1992 г. участвовал в воздушных программах авиашоу, после чего его выставили в качестве экспоната в одном из британских авиационных музеев.
Племинг создал трастовый фонд Vulcan To The Sky Trust, которому потребовалось 10 лет на то, чтобы собрать сумму, необходимую для ремонта этого самолета и поднятия его “на крыло”. Первый полет обновленный Vulcan совершил в октябре 2007 г.
Возвращение в небо самолета, подобного Vulcan, – непростое дело. Необходимо тщательно проверить все – от прочности планера до работоспособности двигателей и состояния проводки.
“Как мы убедились на собственном опыте, на подобный проект уходит в два раза больше времени и средств, чем изначально запланировано, – говорит Племинг. – В конечном счете мы потратили на восстановление летной годности самолёта 26 месяцев и 7 млн фунтов стерлингов”.
Vulcan был не самым скоростным самолетом – его максимальная скорость составляла около 1030 км/ч, то есть чуть ниже скорости звука или менее чем половину от крейсерской скорости Concorde.
Таким образом, проблем со звуковым ударом не было. Кроме того, бомбардировщик удалось снова поднять в небо благодаря тому, что в Британии существуют отдельные нормы, регулирующие эксплуатацию самолетов, снятых с военной службы.
К Concorde же применимы гораздо более жесткие требования, поскольку эта машина с самого начала предназначалась для перевозки пассажиров.
Прежде чем вернуться в небо, ему потребуется заново пройти в полном объеме программу сертификационных испытаний, что будет стоить гораздо дороже, чем 7 млн фунтов, отмечает Племинг.
Кроме того, следует учесть, что, в отличие от дозвукового Vulcan, Concorde находился на острие авиационной инженерной науки своего времени, поэтому представляет собой гораздо более сложный летательный аппарат.
Каждую деталь его конструкции без исключения – от элементов планера до проводки системы кондиционирования воздуха – придется тщательно проверить и, при необходимости, заменить.
Ресурсные детали
Команде инженеров, работавших над восстановлением Vulcan, повезло еще и в том, что у нее был доступ к нескольким экземплярам никогда ранее не использовавшихся двигателей Bristol Olympus.
Ресурс реактивных двигателей не бесконечен, он сокращается с каждым часом работы силовой установки, а регулярное техническое обслуживание является обязательным.
Установка никогда ранее не использовавшихся двигателей существенно увеличивает ресурс самолета в целом. Однако новых двигателей для Concorde уже не найти, да и любые другие запчасти для этого типа практически невозможно раздобыть.
Свой последний полет Concorde совершил 12 лет назад, но с того момента, как эти самолеты сняли с производства в Британии и Франции, прошло уже почти 40 лет.
Специалисты, принимавшие участие в строительстве Concord, или давно на пенсии, или на кладбище.
“Большой части технической документации, которая потребуется для приведения самолета в состояние летной годности, тоже уже не найти”, – добавляет Племинг.
Его команде удалось найти полный комплект документации по Vulcan, но это оказалось не так просто: “Один из документов по шасси, например, в конце концов обнаружился завалявшимся в огнеупорном сейфе в Вулверхэмптоне”.
Даже если планер Concorde удастся привести в состояние летной годности, существует еще более серьезная проблема.
Авиапроизводитель Airbus, который в свое время производил большое количество деталей для Concorde, в 2003 г. принял решение прекратить послепродажную поддержку парка этих самолетов – что также ускорило вывод данного типа из эксплуатации.
Airbus не делал никаких заявлений относительно того, что согласится оказывать техническую поддержку единственному экземпляру самолета.
Именно из-за прекращения инженерной поддержки со стороны компании BAe Systems Vulcan XH558 прекратит полеты в октябре этого года – несмотря на то, что ресурса планера хватило бы еще на пару лет участия в авиационных шоу.
Таким образом, на пути возвращения Concorde в небо имеется ряд серьезных препятствий.
К слову, его советский аналог – Ту-144 – вновь поднялся в воздух через много лет после окончания коммерческой эксплуатации. В конце 1990-х гг. один из этих самолетов отремонтировали, оснастили более современными двигателями и какое-то время использовали в качестве летающей лаборатории в интересах американского космического агентства НАСА.
Глэнси отмечает, что деньги, которые потребовались бы на попытку реанимировать Concorde, гораздо целесообразнее потратить на разработку более современного образца сверхзвукового авиалайнера.
“Сейчас существует ряд предложений по созданию сверхзвуковых административных самолетов (бизнес-джетов), однако по-настоящему серьезным достижением для ученых, инженеров и авиапроизводителей стало бы создание малошумного сверхзвукового летательного аппарата”, – считает писатель.
“Возможно, это когда-нибудь произойдет, но нескоро. Но, как бы то ни было, Concorde является важной частью авиационной истории и мифологии. Многие радовались бы его возвращению в небо не меньше, чем возвращению Spitfire”.
Источник: bbc.com