Обама объявил Китаю торговую войну на просторах Тихого океана

Обама объявил Китаю торговую войну на просторах Тихого океана

Вашингтон и Брюссель далеки от создания Трансатлантической зоны свободной торговли и инвестиций (Transatlantic Trade and Investment Partnership — TTIP), хотя ранее этот союз представлялся важным с точки зрения глобального доминирования американских и европейских корпораций. «Дизельный скандал» с группой Volkswagen расставил акценты, показав всю глубину американо-германского антагонизма. Вместо кооперации американцы могут оштрафовать немцев на $18 млрд — фантастическую сумму по меркам частного бизнеса.

Растет общественное недовольство вокруг TTIP. Как сообщает британская газета Independent, свыше трех миллионов жителей Евросоюза (из них 500 тыс. подданных Великобритании) подписали петицию с требованием прекратить «секретные переговоры по Трансатлантическому партнерству». «Мы выступаем против снятия барьеров в сферах занятости, окружающей среды, защиты персональных данных и государственных услуг, обсуждаемых в ходе непрозрачных переговоров (с CША — ИА REGNUM)», — говорится в документе, обращенном к Еврокомиссии. Берега Атлантики не могут поделить компетенции в области экономики и финансов. Комиссар ЕС по торговле Сесилия Мальмстрем была вынуждена признать, что «скандал с Volkswagen подрывает доверие к Брюсселю в переговорах по TTIP», передает агентство Sputnik.

Поэтому Америка идет в Азию, бросая вызов не только единой евровалюте, но и юаню, который до конца 2015 года планирует войти в мультивалютную корзину Международного валютного фонда. Президент США Барак Обама и премьер-министр Японии Синдзо Абэ ликуют. 5 октября в Атланте 12 тихоокеанских держав подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership — TPP), которое своим существованием призвано сдерживать экономическую мощь Пекина в форматах АСЕАН и АТЭС. Отныне на долю TPP, куда входят США, Япония, Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Чили, приходится 40% мирового промышленного производства. Если на мгновение абстрагироваться от статистики и экономической терминологии, то географически ТРР напоминает «анаконду», которая обволакивает Тихий океан для последующего удушения.

Речь идет о глобализации Cевероамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), созданной под эгидой Вашингтона в 1994 году совместно с Мехико и Оттавой. Обама, рассматривая TРР в качестве основы для «разворота к Азии», принялся подсчитывать дивиденды. «Это партнерство обеспечит равные возможности для наших фермеров, скотоводов и промышленников за счет ликвидации более 18 тыс. различных налогов, которыми ранее облагалась продукция из США», — цитирует главу государства агентство Bloomberg. Более того, на страны TPP приходится 59% американского машиностроительного экспорта, суммарный объем которого оценивается в $56 млрд.

Критики нового альянса могут сослаться исключительно на экономическую логику Белого дома, однако Обама поспешил их обезоружить: «Более 95% наших потенциальных покупателей живут за пределами американской национальной территории, поэтому мы не можем позволить таким странам, как Китай, писать правила для мировой экономики». Ford Motor не устраивает подобная аргументация. Вице-президент корпорации Зияд Ожакли призвал Конгресс отклонить соглашение, поскольку оно «не защищает производителей от манипуляций с курсами иностранных валют». «Необходимо перезаключить TPP с учетом жестких нормативных правил в области валютного регулирования. Этот пункт имеет ключевое значение для международной торговли в XXI веке», — говорится в официальном заявлении Ford.

Со стороны может показаться, что Вашингтон сознательно провоцирует Пекин на ответные выпады. Однако слова Обамы — скорее оборона, особенно после многочисленных заявлений в прессе о том, что Китай и Индия принялись за масштабную скупку золота на биржах в Лондоне и Нью-Йорке. Не случайно глава крупнейшего российского металлургического и горнодобывающего холдинга «Петропавловск» Питер Хамбро рассказал Bloomberg о том, что Пекин и Нью-Дели в огромных количествах выкупают драгметалл, и уже практически невозможно на лондонском рынке найти реальное физическое золото. «К нам регулярно идут запросы из России на поставку золота в Китай и Индию, так как физического металла нет ни у кого», — отметил он.

Японское бизнес-издание Nikkei Asian Review еще в начале сентября забило тревогу, опубликовав статью с любопытным заголовком: «Интернационализация юаня: Китай превращается в ключевого игрока на рынке золота». Главный аргумент, которым оперирует Токио: «С июня 2015 года старейшее коммерческое учреждение Поднебесной — Банк Китая (Bank of China) — превратилось в полноправного участника лондонского золотого фиксинга, став первым в истории азиатским банком, участвующим в ценообразовании этого драгметалла». Впрочем, китайцы не скрывают своих завоевательных планов. «Непосредственное участие Банка Китая в ценообразовании на золото позволяет лучше отображать колебания спроса и предложения на мировом рынке, способствуя интернационализации китайского рынка золота», — заявил менеджер лондонского филиала Bank of China Юй Сун.

Не обязательно обладать сверхтонкой интуицией, чтобы понять — Вашингтон и Токио больше всех были заинтересованы в просадке китайского фондового рынка, которую мы наблюдали минувшим летом (на 40%). Пекин дорого заплатил на валютную стабильность — пришлось пожертвовать частью долларовых резервов. По данным агентства Reuters, только в августе Народный банк Китая (НБК) влил на фондовые площадки $93,9 млрд, чтобы остановить их падение. В 2015 году валютные резервы Поднебесной скатились с рекордных $3,99 трлн (достигнутых в июне 2014 г.) до $3,557 трлн. Однако это не помешало НБК довести в августе запасы золота до уровня $61,8 млрд — в конце июля эта цифра равнялась $59,24.

Разумеется, Федеральная резервная система США учитывала эти цифры, как и тот факт, что взаимозависимость Америки и Китая невозможно переоценить. Поэтому на сентябрьском заседании Комитета по операциям на открытом рынке регулятор (единогласно) оставил ставку рефинансирования на уровне 0,25%, удержав КНР от дальнейшего обвала. Тем более что доллар продолжает укрепляться, создавая для американского инвестора позиционное преимущество в валютных операциях за рубежом.

Обама сделал ход, который от него долго ждали. В ситуации, когда Ближний Восток разгромлен, а Евросоюз играет в собственную геополитическую игру, глобальное доминирование США возможно лишь в союзе с азиатскими державами, которые испытывают на себе давление Поднебесной. Это не означает, что Вашингтон перестанет налаживать мосты с Пекином. Напротив, во время визита (в сентябре) Си Цзиньпина в американскую столицу Обама просил отменить запрет на вещание Facebook. Китай отказал. Продавать товары в США можно и нужно, но делиться безопасностью — нельзя. Американские ставки сделаны. Ход за китайцами.

Саркис Цатурян

Источник: politikus.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий