В нынешнем году процесс отбора кандидатов на пост президента США выглядит весьма экзотично
.Как известно, в американской политической системе господствуют две партии, демократы и республиканцы. Первые считают себя прогрессивными, ориентированными на общественные и индивидуальные интересы. Другие делают акцент на своем консерватизме и приверженности «вечным американским идеалам», включая протестантское мессианство и культ богатства.
Они обожают снижать налоги, особенно для крупного бизнеса, ругать этнические и сексуальные меньшинства, а также «лживых либералов». А либералами в США называют членов демократической партии и, понятно, левых политиков. Привилегии в выборном процессе у этого «тандема» закреплены в конституциях штатов. Правда, они устроены не как традиционные, массовые партии в Европе, а имеют систему клубов, региональных центров и аппарат. Логично, что борьба за пост президента, выборы которого состоятся в будущем году, будет идти исключительно между ними. Пока же идет «разминка», призванная напомнить всему миру легенду на тему о том, что в США главой государства может стать каждый.
Как самовыдвиженцы, так и особо экзальтированные политики от демократов и республиканцев объясняют всем и вся, что только они могут сделать Америку процветающей, великой и так далее. И происходит все это на фоне осмысления итогов двух президентских сроков Барака Обамы. Надежды американцев были обмануты в точности по республиканскому лозунгу: «Демократ! Обещал? Давай! Делай!». Обама обещал. И его посулы грели душу избирателям, утомленным двумя сроками нахождения у власти президента-республиканца.
Обещал же Обама национальную страховую медицину, доступную каждому. Обещал диалог с профсоюзами и местными и движениями. Обещал избавить американцев от слежки, дать им мир и создать новые рабочие места. Обещал надежду. И обманул, причем в оба срока своего пребывания у власти.
Обама оказался настолько явным президентом от финансистов, что это расстроило не только наивных молодых людей, думавших, будто бы в 2008 году они выбрали «социалиста». Расстроились все. Однако кризис был остановлен, и Обаме поверили на слово еще раз. Выбрали снова. Но тогда же развернулась битва между республиканцами и демократами, по ее итогам в 2012-2013 годах президент-демократ сдал позиции своим критикам в конгрессе. Во внешней политике стал более агрессивным, во внутренней – поддержал «жесткую» бюджетную экономию, что сделало его еще менее популярным.
Акция «Захвати Уолл-стрит» в 2011 году стала кульминацией антиобамовской активности слева. Справа возник боевой отряд под названием «Движение чаепития», оно родилось в 2009 году и связанно с событием 1773 года, когда бостонские колонисты побросали в море груз британского чая в знак протеста против налогов и своего бесправия.
Радикализм левых «оккупантов» напугал аппарат партии демократов. А требование «чайников» урезать полномочия власти, расходы и размер правительства обеспокоил республиканских функционеров.
«Оккупанты» и «чайники» очень разные. Однако они сходны в одном: президенту следует заняться проблемами в собственной стране. Задача бомбить кого-то далекого, и кого-то совершенно неизвестного спасать невесть от чего, не должна стоять на первом месте. А нужно, в соответствии со странной поговоркой «В Америке вся политика местная», заниматься делами штатов, делами страны.
Удобно ли это правящим кругам Соединенных Штатов? Категорически нет. В обеих партиях руководство едино в одном: США – мировой гегемон, и тратить время и деньги нужно так, чтобы это было выгодно для корпораций, а, следовательно, приоритетной является «решительная» внешняя политика.
Однако вот о ней избиратели слышать не хотят. И в лидеры на праймериз, то есть рейтинговых выборах, выбиваются странные кандидаты. У республиканцев это говорливый миллиардер Дональд Трамп. Он явно пока лидирует среди республиканских претендентов, которые со времен Рональда Рейгана отличаются скукой и занудством. Трамп не таков, он – не птенец аппаратного гнезда, он – амбициозный делец. Причем он настолько самовлюбленный человек, что прославился своим умением преувеличивать собственные накопления. В журнале «Форбс» даже ввели правило, согласно которому декларируемое Трампом состояние надо делить на три, что даст близкий к реальности результат. Сейчас, по его словам, Трамп обладает 10 миллиардами долларов, в действительности, не более чем 4 миллиардами, из которых 100 миллионов он выделил на собственную избирательную компанию.
Считать свои деньги – страсть Трампа, роднящая его с представителями верхнего слоя среднего класса США. Он также не стесняется в выражениях по адресу мексиканцев, которых обозвал преступниками, и сирийских беженцев, которых пообещал выставить вон из «самой свободной страны мира».
При этом Трамп заявляет о своей готовности встретиться с Владимиром Путиным, обсудить множество проблем и решить все вопросы к взаимному удовольствию. Прежде всего – в интересах Америки.
Трамп понятен «добившимся успеха» белым избирателям. Понятен даже тем, что думают, будто это «вшивые мексиканцы» отнимают у них хорошую работу и лишают возможности разбогатеть. Главное же, что Трамп ориентирован на внутренние проблемы. Он, например, предлагает отменить налоги для бедных, увеличить их для богатых, но понизить на корпорации.
Трамп старается казаться «несистемным» парнем. Впрочем, Америка уже выбирала Джорджа Буша-младшего – как неагрессивного республиканца-домоседа. И Барака Обаму – как социально ориентированного кандидата. Если избиратели поумнели, то должны знать: доказывать позицию кандидата должна вся его жизнь. А Трамп любит деньги, поэтому, получив власть – что практически исключено, впрочем – примется «собирать» их по всему миру. То есть, ввяжется в новые военные авантюры в далеких от США странах. А избиратели в этом случае еще раз убедятся: они получают вовсе не то, что выбирают. Разве не Джордж Буш принес им войны за рубежом и тотальную слежку внутри страны? Разве Барак Обама дал американцам бесплатную и качественную медицину?
Обиженных Трампом мексиканцев обхаживает Хиллари Клинтон. Она числится лидером гонки от демократической партии, вопрос только в том, захочет ли обиженный ее однопартийцем Бараком Обамой избиратель отдать за нее голоса. Ей уже припоминают девяностые годы, когда она выступала за реформирование – в лучшую сторону, понятно – системы здравоохранения, но ничего не сделала. При том, что ее муж был в то время президентом. У Америки хватало денег, но реформированием просто никто не стал заниматься – как не стал всерьез этого делать и Барак Обама.
Знают американские избиратели и другое: демократы «придали» Хиллари к «леваку» Обаме в 2008 году, дабы она подняла свой вес в политике. Хиллари Клинтон заняла пост государственного секретаря и принялась «бороться с исламским терроризмом во всем мире», что и породило группировку «Исламское государство». А тем временем во многих штатах резали расходы на образование, ежегодно по миллиону семей выселяли из домов, продававшихся с молотка.
Уже в 2012 году Хиллари уверяла всех, что Россия с ее евразийскими интеграционными инициативами стала нести опасность для Америки.
Итак, за Хиллари Клинтон – аппарат демократической партии. А у ее однопартийца Берни Сандерса, претендующего на выдвижение – растущая поддержка «либеральных избирателей». Он очень популярен у молодежи, выросли симпатии к нему и у женщин, отворачивающихся от Хиллари. Берни Сандерс предлагает нечто новое для страны: некий «демократический социализм», под которым понимает социал-демократический опыт скандинавских государств.
Берни Сандерс, как претендент на пост президента, необычен тем, что он беден. В 2013 году его личное состояние составило 330,5 тысяч долларов. Для желающего попасть в Белый дом это смехотворно мало. Не надо ожидать, что бизнес примется щедро жертвовать на его предвыборную кампанию. Помочь ему деньгами могут только те, кого зовут «простыми людьми». Берни Сандерс, долгие годы занимавший пост мэра города Берлингтон в штате Вермонт, лишь затем стал сенатором. Он выступал против принятых при Джордже Буше-младшем законов, ограничивавших права граждан под предлогом борьбы с терроризмом. Критиковал действия Агентства национальной безопасности, установившего контроль над личной жизнью американцев, а потому одобрил поступок Эдварда Сноудена. Берни Сандерс открыто критикует Хиллари, говоря, что ее не волнуют проблемы «простых людей».
Но давайте без иллюзий. Берни Сандерс в 1999 году поддержал бомбардировку Югославии, в 2014 году выступил за введение антироссийских санкций, осудил вхождение Крыма в состав России, и голосовал за помощь «майданному» Киеву в размере 1 миллиарда долларов.
Зато приветствовал восстановление дипломатических отношений с Кубой – что, собственно, находится в русле политики Барака Обамы.
Пока одна часть «независимой» американской прессы играет за Хиллари Клинтон, другая – за Дональда Трампа, чья агитация смахивает на рекламную кампанию его бизнеса. Журналисты, видимо, для развлечения публики, уже прочат его в президенты.
Надо только понимать: до выборов еще больше года. И миллиардер, и «социалист» больше похожи на спринтеров, вышедших бежать марафон. Они в любом случае получат свою «минуту славы» и смогут попробовать себя в будущих политических забегах.
Но вот президентство, уверен, в 2016 году не светит ни тому, ни другому. Как сказал главный претендент от республиканцев, Джеб Буш, его конкуренту по внутрипартийной гонке Дональду Трампу «пора повзрослеть» и перестать все время «якать». Что касается «настоящего социалиста» от демократической партии, то Америка уже дважды такого выбирала. Его тогда звали Барак Обама.
Василий Колташов
Источник: stoletie.ru