6 сентября 2015 года Украину посетила директор-распорядитель МВФ. Целью визита была оценка дальнейшего кредитования страны под управлением наилучшего правительства. Запланированные на 2015 год четыре транша МВФ выделяются с растущими отсрочками и с явной опаской. Третий перевод вместо лета сдвинут на осень, четвертый вслед за Минском-2 ожидает 2016 года. Киевское пребывание госпожи К. Лагард запомнилось ярким публичным откровением:
«Украина удивила весь мир своими достижениями за столь короткое время, они просто невероятны… как директор МВФ я владею основной информацией о происходящем и восхищаюсь вашими свершениями…»
Авторитетное и лестное мнение директора МВФ было широчайшим образом цитировано и увековечено. Под общей идеей «Верным путем идете, господа и дамы, королева мировых финансов в восхищении». Меньше чем через месяц невероятное удивление госпожи Лагард было конкретизировано ее подчиненными.
В октябре 2015 миссия Международного валютного фонда пересмотрела прогноз падения украинской экономики в годовом выражении с 9 % до 11 %. Отметив массу положительных признаков – рост золотовалютных резервов, стабилизацию курса национальной валюты, увеличение объема гривневых депозитов, замедление инфляции и т.д. Что парадоксальным образом обрушило украинскую экономику сразу на 15 % в первом полугодии 2015. И процесс вряд ли приостановится в полугодии втором, так что спад на 11 % – это еще оптимистично. Одновременно продолжены дискуссии о выделении кредитов по линии МВФ государству в состоянии фактического дефолта. Каждый позитивный момент в пресс-релизе миссии серьезной критики не выдерживает:
Рост ЗВР обеспечен (подделкой отчетности) складированием кредитов в хранилищах, но эти средства придется возвращать с процентами.
Стабилизация курса валюты обеспечена жестким административным регулированием и совершенно нерыночными механизмами. Для соответствия обменного показателя рекомендациям того же МВФ и заложенным в государственный бюджет ориентирам.
Рост объема гривневых депозитов и замедление инфляции отталкиваются от совершенно катастрофических показателей полугодовалой давности, почему бы не сравнить их с 2013 тираническим годом?
Открытие зоны свободной торговли с ЕС в январе 2016 года и эффект от защиты рынков СНГ в диагнозе МВФ игнорируются напрочь. Как и обязанность выплатить 3 млрд. $ российского долга, как и необходимость найти еще несколько миллиардов долларов на зимнюю закупку газа, на анонсированное увеличение минимальных пенсий и заработных плат. До означенных событий осталось от месяца до трех, источники финансирования неизвестны до сих пор.
Если украинское правительство чем-то способно удивить цивилизованный мир, так это самозабвенным уничтожением собственного экономического базиса. Фирменным возмущением «А нас-то за что?!» в ответ на провокации с санкциями. Что наиболее рельефно проявилось в авиационных запретах сентября 2015 года.
Решением лучшего кабмина были введены санкции против 27 российских авиакомпаний. Большинство из них не летали на Украину никогда, остальные приостановили транзитные рейсы с лета 2014 года. С момента гибели малазийского Боинга в украинском небе, в зоне ответственности украинских диспетчеров. С традиционным профессионализмом это решение озвучил премьер-министр, что далеко за рамками его компетенции. Через неделю поступило официальное письмо от государственной авиаслужбы Украины. Действительно, с 25.10.2015 российским авиакомпаниям запрещены полеты на Украину и военный транзит через нее.
Из 27 прищученных компаний РФ на Украину летали четыре.
«Аэрофлот» выполнял 270 рейсов в месяц (в Киев и Одессу).
«Трансаэро» совершала 120 ежемесячных полетов (в Одессу и Киев).
Компания S7 – 64 рейса в те же города.
Российская авиакомпания «Ютэйр» осуществляет 94 рейса в Киев и Львов, ее санкции не коснулись. Без вразумительного и любого иного объяснения причин внезапной милости. Возможно, ввиду заглавной буквы в латинском варианте названия «UTair». Или из-за прибытия самолетов во Львов, в эпицентр самостийной гiдности.
Более 70 % билетов на рейсы всех четырех компаний приобретали граждане Украины.
В структуре доходов трех санкционированных компаний РФ украинское направление имеет вес от 3 до 4.7 %.
Через несколько дней после официального подтверждения запрета Россия ввела зеркальные ответные меры против украинских авиаперевозчиков.
Всего против шести – но все они либо летали в нашу страну, либо планировали выполнять полеты в РФ в самом скором времени.
Эти компании выполняли меньше рейсов – 150 МАУ, 60 «Днепроавиа», 30 «МоторСич» и т.д.
Но потери украинских авиаперевозчиков и наземных авиаслужб существенно превысят негативный эффект для их российских визави. Причем в МАУ уже открыто заявили о грядущем повышении цен на авиабилеты по другим направлениям, дабы компенсировать спад доходов. Чем будет компенсировать 30 % падения пассажиропотока аэропорт Одессы, непонятно. Вероятно, новым сломом заборов командированным губернатором. Зато известно киевское возмущение ответными санкциями РФ. Разумеется, его озвучил премьер-министр, инициатор собственных запретов и борец с симметричной реакцией на них.
«Россия нарушает принцип взаимности и наши двусторонние соглашения…мы опротестуем эти действия… поручаю министерству инфраструктуры провести консультации с авиационными властями РФ…»
То есть введение симметричных санкций – это нарушение принципа взаимности.
А консультации с соседней страной требуются после ответной оплеухи, а не перед собственной провокацией.
А пояснять странные прорехи в запретном списке нет необходимости.
А призывать другие страны присоединиться к авиационной блокаде мешает природная стеснительность и такие мелочи, как нормы ВТО и межгосударственное сотрудничество с крупнейшим экономическим партнером.
А скорый рост рейсов белорусских, турецких, молдавских, прибалтийских, казахстанских авиакомпаний между Украиной и Россией благотворен для незалежной экономики. Полезен для аэропортов. Прогрессивен для развития инфраструктуры. Перспективен для своих авиакомпаний. Удобен и выгоден для собственных сограждан.
Заколоченное небо Украины – очередной признак властной недееспособности. В сентябре 2015 официальный Киев был принужден к миру на Донбассе. Под давлением партнеров по ЕС, немецких и французских кураторов минского процесса. Преступная АТО утратила роль универсального ответа на все претензии общества. В спаде жизненного уровня, в диком росте тарифов и цен, в коррупционной вольнице, в криминале носителей балаклав, во всех «достижениях» последних полутора лет войну винить всё труднее. Приходится имитировать сражения на внутренних фронтах. Приходится воевать со своими авиакомпаниями, предприятиями, пассажирами, согражданами. Уничтожая страну уже не артиллерийским геноцидом, но бюрократическим идиотизмом.
P. S. Согласно социологическому опросу Центра Разумкова в октябре 2015 года, 66 % граждан Украины считают вектор развития страны неправильным. Еврооптимистов – всего 16 % среди опрошенных. Главной государственной проблемой 81 % считает коррупцию.
Абсолютно такие же цифры, с точностью до одного процента, фиксировались социологами в октябре 2013 года. До начала феерии-вакханалии под названием Евромайдан, до всех последующих прискорбных событий. До восьми тысяч убитых, до десятков тысяч раненых, до миллионов беженцев и безработных, до всех разрушений и до всего горя, до фатальных макроэкономических показателей, до заколоченного крест-накрест будущего.
Остается процитировать самого популярного на Украине политика: «Вы хоть понимаете, что вы натворили?»
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru