Турция включилась в борьбу против России

Турция включилась в борьбу против России

Анкара совместно с Саудовской Аравией пытается противодействовать Москве в борьбе против терроризма.

Министерство иностранных дел Турции вызвало российского посла в Анкаре Андрея Карлова. Причиной послужило нарушение российским самолетом воздушного пространства Турции. Согласно официальной информации, инцидент произошел над областью Хатай 3 октября 2015 года. На перехват самолета вылетели два истребителя F-16.

Главе дипмиссии РФ выразили «решительный протест», вручили ноту и потребовали от него подтвердить, что подобное больше не повторится. Карлову заявили, что Россия будет нести ответственность за любой инцидент, связанный с нарушением турецкой границы.

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу позвонил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, чтобы прояснить позицию Москвы. Также Чавушоглу провел телефонные переговоры с коллегами из США, Франции, Италии и Великобритании для оценки сложившейся ситуации. В ближайшее время турецкий министр проконсультируется с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом и руководителем МИД Германии Франком-Вальтером Штайнмайером.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил вызов российского посла в турецкий МИД и факт вручения ноты. Представитель Кремля сказал, что российские власти проверят доводы Анкары. Песков призвал не нагнетать ситуацию, отметив, что между странами сложились «очень комплексные» и прочные отношения. Пресс-секретарь главы государства добавил, что экстренной встречи президентов двух стран не предвидится.

Позже пресс-секретарь посольства России в Анкаре Игорь Митяков заявил, что Турции были предоставлены разъяснения по инциденту. По его словам, Москва признала факт нарушения воздушного пространства Турции со стороны сирийской границы в районе Яйладагы провинции Хатай.

Примерно в одно время с пояснением Митякова появилась другая новость о произошедшем вблизи Сирии инциденте с участием турецких ВВС. Генштаб Турции сообщил, что 4 октября МиГ-29 «с неустановленной государственной принадлежностью» в течение 5 минут 40 секунд держал на прицеле своего радара два F-16, патрулировавших небо над границей с Сирией. По данным СМИ, МиГ-29 находился в воздушном пространстве САР.

Согласно имеющимся публичным данным, многоцелевой истребитель четвертого поколения МиГ-29 числится в составе сирийских ВВС. Для нанесения ударов с воздуха по позициям «Исламского государства» Россия использует штурмовики Су-25СМ и бомбардировщики Су-24СМ. Сообщения о применении МиГ-29 в средствах массовой информации и сводках Минобороны не появлялись.

Сотрудник Института стратегических оценок и анализа доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Демиденко считает, что Турция, Саудовская Аравия и Катар — естественные противники РФ на сирийском фронте. Эти государства вложили огромное количество ресурсов в свержение Асада и теперь крайне недовольны, что на его стороне воюет Москва.

«Конечно, Анкара ведет себя более гибко, чем наши арабские недоброжелатели. Тем не менее турки будут пытаться нам противодействовать, а если не получается — то вставлять палки в колеса. И я думаю, что это только начало. В отместку за помощь Асаду Турция и Саудовская Аравия могут выкинуть “что-нибудь интересное” на Кавказе и в Поволжье. Опыт 1990-х годов свидетельствует, что множество общественных организаций, работавших на турецкие деньги, поддерживали северокавказский сепаратизм», — рассказал Демиденко.

«Непримиримая» Турция

Анкара официально осудила Россию за вступление в войну против террористического «Исламского государства» в Сирии. Турция входит в состав возглавляемой США международной коалиции по борьбе с ИГ и предоставляет американским ВВС свои аэродромы. 1 октября правительства Турции, Соединенных Штатов Америки, Франции, Великобритании, Саудовской Аравии и Катара призвали РФ прекратить удары по окрестностям Хамы, Хомса и Идлиба. Москву предупредили о том, что деятельность российских Военно-космических сил приведет к эскалации сирийского конфликта.

Позже в интервью Al Jazeera президент Турции Тайип Эрдоган заявил о желании обсудить с главой России ситуацию в САР. «Если мы с Россией дружественные страны, то мы вправе попросить президента Владимира Путина пересмотреть сделанные им шаги и предпринимаемые действия», — сказал турецкий лидер.

Эрдоган отметил, что Москва уведомила Анкару о начале военной операции против «Исламского государства». Недовольство президента Турции вызывает то, что авиаудары наносятся в провинциях Хомс, Хама и Алеппо, где дислоцированы формирования так называемой умеренной оппозиции. Эрдоган посетовал, что Россия фактически проигнорировала идею создания трехстороннего комитета по Сирии в формате США — Россия — Турция.

Однако вместо попытки встретиться с Путиным или обсудить с ним ситуацию по телефону Эрдоган взял курс на Брюссель, где его ждали председатель Европейского совета Дональд Туск и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Как сообщают СМИ, турецкий лидер хочет добиться создания бесполетной зоны на севере Сирии.

Главный козырь в руках Эрдогана — способность влиять на число приезжающих в Европу беженцев. Основная масса мигрантов из Сирии двигается транзитом через турецкую территорию. Оттуда местная мафия и контрабандисты переправляют беженцев на Балканы. При этом страна — кандидат на вступление в ЕС твердо дала понять, что не станет приютом для потерявших кров сирийцев.

В то время как западные страны идут на уступки, Анкара по-прежнему занимает непримиримую позицию по сирийскому кризису. Турецкое руководство является последовательным сторонником свержения легитимного президента САР Башара Асада и, видимо, не собирается пассивно наблюдать за действиями России на сирийском фронте.

Как Эрдоган с Асадом дружили

Лучше всего поведение и нравы турецкой политической элиты характеризуют отношения Анкары и Дамаска за последние десять лет. Сложно поверить, что до начала «арабской весны» две страны объединяли планы по созданию свободной экономической зоны и безвизового пространства. Будучи в те годы премьер-министром, Эрдоган дружил с Асадом. Более того, политики проводили вместе отпуска и называли друг друга братьями.

Под дружбой с сирийским «диктатором» скрывались вполне прагматичные интересы Турции в регионе. Анкара стремилась к господству на Ближнем Востоке, потеснив на этом поприще Саудовскую Аравию. Сотрудничество с Сирией открывало канал для широкого взаимодействия со злейшим врагом Эр-Рияда — Ираном.

От былой теплоты турецко-сирийских отношений не осталось и следа после начала массовых протестов в Дамаске. Анкара решила воспользоваться разбродом и шатанием в соседнем государстве, выступив в 2011 году за немедленный уход Асада. Чтобы установить в Сирии свое влияние, Турция решила заняться подготовкой и снабжением вооруженной оппозиции, которая гордо называла себя Свободной сирийской армией.

В период начальной стадии конфликта Дамаск неоднократно жаловался, что не может разгромить мятежников из-за покровительства Анкары: мятежники нападали на сирийскую армию со стороны Турции и там же потом укрывались. При этом наступление боевиков нередко поддерживали турецкая артиллерия и авиация.

Военнослужащие Турции не гнушались устраивать провокации, пытаясь выставить сирийских коллег агрессорами. Обстрелы сирийской территории и беспредел на границе сопровождались адресованными Асаду грозными заявлениями турецких лидеров, включая того же Эрдогана. Эскалация конфликта, которую откровенно проводила Анкара, рассматривалась как подготовка к вторжению в САР.

Успешная наземная операция в Сирии позволила бы Турции убить двух зайцев: получить свою долю «сирийского пирога» и разгромить курдов, являющихся главной занозой в теле турецкого государства. Однако экспансионистские планы наследницы Османской империи потерпели крах. Боевики, которых столь активно пестовала Турция, перешли на сторону «Исламского государства» и стали устраивать на ее территории теракты. Одновременно в вооруженную борьбу с Анкарой вступили курды.

Анкара в ловушке

Участие России в бомбардировках позиций террористов значительно осложнило ситуацию для Анкары. В отличие от ВВС коалиции самолеты РФ действуют с большей эффективностью, последовательно уничтожая боевой потенциал и материально-техническую базу исламистов. При этом Россия бомбит не только ИГ, но и боевиков, которых на пару с Турцией «выращивали» западные страны.

Востоковед Сергей Демиденко напомнил, что в 2014 году в прессе появились сообщения о поддержке Турцией небезызвестной группировки «Джабхат ан-Нусра», которая, как и ИГ, является радикальной исламской организацией. Разница лишь в том, что она более управляемая. Как считает эксперт, «Джабхат ан-Нусра» нужна Анкаре, чтобы иметь в регионе силу, способную уравновешивать «Исламское государство», за которым стоит Саудовская Аравия. Сейчас под прицелом российских ВКС находятся боевики обеих радикальных организаций.

«Говоря об отношениях с Турцией, надо помнить всегда об одном: Турция — член НАТО. Это государство, которое плотнейшим образом включено в производственно-сбытовые цепочки западного мира. Обороноспособность Турции на 100% зависит от НАТО и поставок американского оружия», — заметил Демиденко.

По его мнению, современные отношения Москвы и Анкары напоминают ситуацию XIX века. «Россия с Турцией постоянно воевала, но определенный уровень взаимодействия всегда оставался. Я считаю, что для Турции отношения с Россией гораздо важнее, чем для нас отношения с Турцией, — отмечает Сергей Демиденко. — В этой связи Турция не будет смешивать бизнес и политику. На мой взгляд, Анкара оказалась в ловушке, в которую сама же и залезла. В такой ситуации турки, с одной стороны, будут пытаться воткнуть России нож в спину, а с другой стороны — сотрудничать на выгодных для них направлениях».

Источник: warfiles.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий