В один прекрасный день в середине июля Назим, житель селения Барсем в горах Памира на востоке Таджикистана, привез домой полный грузовик одежды и еды. Он готовился к свадьбе.
Но на следующий день, 16 июля, в результате неожиданного наводнения селение накрыло селевым потоком, который разрушил дом Назима, а также оставил без крова еще 80 семей из Барсема.
«Мы прислали полный Камаз вещей для свадьбы. Там даже немного денег было, – сказал Назим, лежа на боку на полу в одной из палаток, в которых временно поселили жителей селения. – Все унесло водой».
Масштабные наводнения по всему Таджикистану этим летом подчеркнули необходимость выработки мер по защите находящихся в зоне риска населенных пунктов. Многие горные селения не готовы к хаосу, который, по мнению ученых, принесут с собой грядущие климатические изменения в Центральной Азии, включая повышение температуры и таяние ледников.
По данным таджикских метеорологов, столбик термометра поднимался до аномально высокого уровня почти каждое лето на протяжении последнего десятилетия. Жители Барсема в один голос рассказывали об установившейся в начале июля жаре, ставшей причиной ряда событий, в конечном счете приведших к наводнению.
Селение расположено в долине, через которую обычно мирная речушка поток несет воды таящих снегов в реку Гунд. Из-за своего низкого местоположения Барсем находится в зоне риска, но учитывая сколь ограниченным и дорогим ресурсом являются на Памире пригодные для земледелия почвы, у людей часто нет особого выбора, где селиться.
Жители селения рассказывают, что прошедшей зимой выпало особенно много снега, таяние которого и создало столь опасную ситуацию. Вернувшиеся с гор 15 июля пастухи рассказали о замеченных ими трещинах в снежном покрове, но никто не мог предположить, к сколь трагическим последствиям это приведет.
«Мы не могли себе представить, что произойдет нечто подобное, – сказал председатель сельсовета Шахар Курбонбеков. – То, что я видел собственными глазами, никому не пожелаешь увидеть».
Потоки воды, обломков и грязи шли через Барсем на протяжении недели. Располагавшееся неподалеку от селения заасфальтированное шоссе размыло. В середине сентября его все еще восстанавливали, но уже без асфальта, а в виде просто посыпанной щебенкой пыльной дороги.
Из пострадавших жителей селения некоторые подселились к проживающим поблизости родственникам. А те, кому не на кого было опереться, просто перебрались повыше в горы.
«В течение нескольких часов мы расположились неподалеку от места катастрофы и начали ждать, когда все закончится», – рассказала жительница Барсема Тоджигуль Корбонова.
Принадлежавшее ей поле, располагавшееся на высоком берегу протекающего у селения потока, полностью размыло. По трещинам в земле можно предположить, где будет следующий обвал. Одно из строений на ее участке теперь расположено у самого края и в любой момент может рухнуть в реку.
«На протяжении 16 дней мы жили в горах, а потом еще пять дней у родственников, – сказала Корбонова. – Я не знаю, как мы теперь будем жить. Не знаю, что власти думают о нашей судьбе».
Те, чьи дома не разрушило стихией, остались жить в селении, хотя подачу электричества и воды удалось восстановить лишь через несколько недель. По оценке созданной офисом ООН по Координации гуманитарных вопросов (OCHA) Группы быстрой оценки и координации (REACT), после наводнения было обесточено более 80% населенных пунктов в Горно-Бадахшанской автономной области.
Поскольку дорога в областной центр Хорог была разрушена, оставшиеся в Барсеме жители натянули над раздувшимся потоком трос с висящей на роликах корзиной, при помощи которой доставляли в селение предметы первой необходимости и воду. В середине сентября между восстанавливаемой дорогой и тем, что осталось от селения, возвели мост. До этого в Барсем можно было добраться лишь на лодке, пересекши образовавшееся после наводнения искусственное озеро.
Значительная часть проводимых на таджикском Памире работ по устранению последствий подобных чрезвычайных ситуаций осуществляется организацией Гуманитарная помощь «Фокус», являющейся филиалом Сети развития Ага Хана. По словам жителей Барсема, жертв среди жителей во время наводнения удалось избежать в частности и благодаря помощи «Фокуса».
Масштаб разрушений заставил власти переселить сотни жителей селения в другое место. Теперь на горном уступе в 20 км от Барсема по указу президента Эмомали Рахмона строят новое селение. Раньше этот участок использовался в качестве стрельбища, и местность вокруг него до сих пор усыпана гильзами.
Пока для десятков семей (включая семью Назима, попросившего не называть его фамилии) строятся новые дома, они живут в палатках, предоставленных международными организациями и иностранными правительствами. В первые дни, чтобы не допустить голода, людям раздавали мешки муки с надписью «гуманитарная помощь Российской Федерации», а также рис и макароны.
Новое селение от старого отличает то, что здесь почти нет пригодных для сельского хозяйства земель. А поскольку поблизости нет реки, то если кто и разведет огород, ему придется проводить воду издалека.
А в Барсеме глава селения Курбонбеков по-прежнему надеется, что жизнь вернется в обычное русло. «Не могу смотреть на все это. У нас такая деревня была, – посетовал он, глядя на разрушения в долине. – Но весной мы опять начнем сажать и сеять».
Источник: russian.eurasianet.org